Валентин Мордовин создал «Портрет первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой» в 1964–1965 годы. Картина исполнена маслом на холсте.
Художник написал образ окрыленной молодой женщины. Летчица словно на миг замерла перед стремительным движением. Все детали картины подчиняются ее порыву. В небе виднеется след реактивного самолета — воздушное судно взлетело, несмотря на низкую грозовую облачность. Тополя позади женщины активно противостоят ветру.
Героиня изображена в контражуре — так называется освещение в живописи и фотографии, когда источник света располагается позади героя. В контражуре контур фигуры хорошо читается — он как будто подсвечен ярким солнцем. На платье и лице женщины видны сильные световые рефлексы.
Портрет близок по манере письма к «суровому стилю». Этот стиль был популярен в советской живописи 1960-х—1980-х годов. Художники изображали людей самых трудных профессий: горняков, нефтяников, шахтеров. В картинах работники представали с натруженными руками, часто с изнуренными лицами. Многие исследователи противопоставляют «суровый стиль» социалистическому реализму. Соцреализм приукрашивал реальность, а художники сурового стиля стали подчеркивать правду жизни без прикрас. Они героизировали волю рабочих, их тяжелый ежедневный труд.
Ляля Насуханова — первая чеченская летчица и парашютистка. Она отдала авиации 23 года жизни. Поэты часто посвящали ей стихи. Например, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР Раиса Ахматова написала ей следующие строки: «Раз Лялю к звездам позвала природа, Путь показал к высотам взлет орла, Она пошла. Нелегкий путь прошла — Такая уж была ее порода!». Также, ей посвящал стихи поэт Адиз Кусаев, и поэт Иван Минтяк создал поэму «Земное небо».
Мордовин Валентин был известным портретистом и пейзажистом. В советский период он считался ведущим живописцем Северного Кавказа. Мастер писал портреты известных деятелей науки, промышленности и культуры. Его кисти принадлежат серии «Сельский коммунист», «Люди Севера», «Труженики Кавказа».
Полотно поступило в Национальный музей Чеченской Республики в августе 2015 года. Музей получил его в дар от Маняка Николая Ивановича — Президента Всестилевой Федерации Тэквон-До России.
Художник написал образ окрыленной молодой женщины. Летчица словно на миг замерла перед стремительным движением. Все детали картины подчиняются ее порыву. В небе виднеется след реактивного самолета — воздушное судно взлетело, несмотря на низкую грозовую облачность. Тополя позади женщины активно противостоят ветру.
Героиня изображена в контражуре — так называется освещение в живописи и фотографии, когда источник света располагается позади героя. В контражуре контур фигуры хорошо читается — он как будто подсвечен ярким солнцем. На платье и лице женщины видны сильные световые рефлексы.
Портрет близок по манере письма к «суровому стилю». Этот стиль был популярен в советской живописи 1960-х—1980-х годов. Художники изображали людей самых трудных профессий: горняков, нефтяников, шахтеров. В картинах работники представали с натруженными руками, часто с изнуренными лицами. Многие исследователи противопоставляют «суровый стиль» социалистическому реализму. Соцреализм приукрашивал реальность, а художники сурового стиля стали подчеркивать правду жизни без прикрас. Они героизировали волю рабочих, их тяжелый ежедневный труд.
Ляля Насуханова — первая чеченская летчица и парашютистка. Она отдала авиации 23 года жизни. Поэты часто посвящали ей стихи. Например, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР Раиса Ахматова написала ей следующие строки: «Раз Лялю к звездам позвала природа, Путь показал к высотам взлет орла, Она пошла. Нелегкий путь прошла — Такая уж была ее порода!». Также, ей посвящал стихи поэт Адиз Кусаев, и поэт Иван Минтяк создал поэму «Земное небо».
Мордовин Валентин был известным портретистом и пейзажистом. В советский период он считался ведущим живописцем Северного Кавказа. Мастер писал портреты известных деятелей науки, промышленности и культуры. Его кисти принадлежат серии «Сельский коммунист», «Люди Севера», «Труженики Кавказа».
Полотно поступило в Национальный музей Чеченской Республики в августе 2015 года. Музей получил его в дар от Маняка Николая Ивановича — Президента Всестилевой Федерации Тэквон-До России.