На портрете изображена неизвестная муромская купчиха в характерном для 1820–1830-х годов наряде. На героине тонкая кисейная рубаха с широкими рукавами, край которой у ворота соединяется с жемчужной сеткой ожерелья с помощью аграфа — специальной застежки-броши. Поверх рубахи купчиха надела душегрейку-епанечку из зеленой ткани, которая по краю оторочена галуном — золотистой тесьмой. В правом ухе женщины художник изобразил жемчужную серьгу.
На плечи купчихи накинут шелковый платок розоватого тона с выбитым рисунком. Волосы спрятаны под шелковый зеленый платок. Концы платка завязаны бантом надо лбом. Такой способ носить платки роднил их с традиционным головным убором, который надевали замужние женщины, — повоем.
Голова модели повернута влево (вправо от зрителя): это означает, что портрет мог быть парным к мужскому. В таком случае изображение жены находилось по правую руку от мужа, а не по левую, как было принято в традиционных российских парных портретах купцов.
Принято считать, что в таких одеяниях, какое изображено на портрете, позировали в основном купчихи северных губерний России. В этих регионах обрядово-праздничный костюм сохранялся в обиходе гораздо дольше, чем в центральных губерниях — Московской, Владимирской и Ярославской. Однако на муромском портрете из коллекции музея художник изобразил уже несколько видоизмененный женский парадный наряд: на голове модели не кокошник, которые в Муроме носили вплоть до войны 1812 года, а шелковый платок, завязанный «по-купечески». Так, муромский историк, краевед и хроникер Алексей Титов в 1840 году писал:
На плечи купчихи накинут шелковый платок розоватого тона с выбитым рисунком. Волосы спрятаны под шелковый зеленый платок. Концы платка завязаны бантом надо лбом. Такой способ носить платки роднил их с традиционным головным убором, который надевали замужние женщины, — повоем.
Голова модели повернута влево (вправо от зрителя): это означает, что портрет мог быть парным к мужскому. В таком случае изображение жены находилось по правую руку от мужа, а не по левую, как было принято в традиционных российских парных портретах купцов.
Принято считать, что в таких одеяниях, какое изображено на портрете, позировали в основном купчихи северных губерний России. В этих регионах обрядово-праздничный костюм сохранялся в обиходе гораздо дольше, чем в центральных губерниях — Московской, Владимирской и Ярославской. Однако на муромском портрете из коллекции музея художник изобразил уже несколько видоизмененный женский парадный наряд: на голове модели не кокошник, которые в Муроме носили вплоть до войны 1812 года, а шелковый платок, завязанный «по-купечески». Так, муромский историк, краевед и хроникер Алексей Титов в 1840 году писал: