«Портрет неизвестного», подписанный художником Фёдором Игиным и датированный 1842 годом, занимает в экспозиции угличских портретов совершенно особое место. Поясное изображение на темном нейтральном фоне формально мало отличается от других портретов этого периода, вместе с тем принципиальное различие заметно с первого взгляда.
Представленный портрет написан профессиональным художником Фёдором Ивановичем Игиным. Всю массу «обывательского» портрета, получившего широкое распространение в первой половине XIX века, принято относить к так называемой третьей культуре, то есть культуре города, которая возникла позднее народной и дворянской, «низовой» и «высокой». Как правило, художники, писавшие портреты на заказ, были ближе не к художественной, а к ремесленной среде и руководствовались не актуальным стилем в живописи, а вкусами городского «среднего класса». Потому на первый план выходит не артистическая свобода, а ясная достоверность изображения, буквальное сходство ровно освещенных серьезных лиц, тщательно выписанные значимые для заказчика предметы. Впрочем, это не отменяет самобытного художественного значения подобных работ. Однако в портрете «Неизвестного» больше творческой мысли: мастерски написано лицо неизвестного мужчины, выразительные руки с переплетенными пальцами. Даже положение корпуса модели слишком «трехмерно» для хрестоматийного купеческого портрета.
Автор полотна Фёдор Иванович Игин родился в 1816 году в простой крестьянской семье в селе Подгороднее Яренского уезда Вологодской области. Перебравшись в Санкт-Петербург, с 1834 года Игин начал посещать рисовальные классы Академии художеств. С 1835 по 1839 год он обучался живописи у академического художника Алексея Гавриловича Венецианова. Венецианов отметил дарование юноши и добился для него возможности продолжить обучение в Петербурге. Так, Игин с 1841 года систематически посещал Академию художеств, где работал под руководством Петра Басина. В 1847 году за портрет старика-старовера Фёдор Иванович получил звание свободного (неклассного) художника исторической и портретной живописи.
«Портрет неизвестного» поступил в музей из дома в деревне Ларюково в окрестностях Углича, принадлежавшего купцам Макаровым. Можно предположить, что это и есть «Портрет купца Макарова», представленный Игиным на Академическую выставку 1842 года (в изданиях о художнике указано, что местонахождение этого холста неизвестно).
Представленный портрет написан профессиональным художником Фёдором Ивановичем Игиным. Всю массу «обывательского» портрета, получившего широкое распространение в первой половине XIX века, принято относить к так называемой третьей культуре, то есть культуре города, которая возникла позднее народной и дворянской, «низовой» и «высокой». Как правило, художники, писавшие портреты на заказ, были ближе не к художественной, а к ремесленной среде и руководствовались не актуальным стилем в живописи, а вкусами городского «среднего класса». Потому на первый план выходит не артистическая свобода, а ясная достоверность изображения, буквальное сходство ровно освещенных серьезных лиц, тщательно выписанные значимые для заказчика предметы. Впрочем, это не отменяет самобытного художественного значения подобных работ. Однако в портрете «Неизвестного» больше творческой мысли: мастерски написано лицо неизвестного мужчины, выразительные руки с переплетенными пальцами. Даже положение корпуса модели слишком «трехмерно» для хрестоматийного купеческого портрета.
Автор полотна Фёдор Иванович Игин родился в 1816 году в простой крестьянской семье в селе Подгороднее Яренского уезда Вологодской области. Перебравшись в Санкт-Петербург, с 1834 года Игин начал посещать рисовальные классы Академии художеств. С 1835 по 1839 год он обучался живописи у академического художника Алексея Гавриловича Венецианова. Венецианов отметил дарование юноши и добился для него возможности продолжить обучение в Петербурге. Так, Игин с 1841 года систематически посещал Академию художеств, где работал под руководством Петра Басина. В 1847 году за портрет старика-старовера Фёдор Иванович получил звание свободного (неклассного) художника исторической и портретной живописи.
«Портрет неизвестного» поступил в музей из дома в деревне Ларюково в окрестностях Углича, принадлежавшего купцам Макаровым. Можно предположить, что это и есть «Портрет купца Макарова», представленный Игиным на Академическую выставку 1842 года (в изданиях о художнике указано, что местонахождение этого холста неизвестно).