1 / 2
Портрет Натальи Нарышкиной
Время создания
XVIII век
Размер
77,3x56,3 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
6
Открыть в приложении#1
Неизвестный художник
Портрет Натальи Нарышкиной
#3
#2
Портрет русской царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, написал неизвестный автор в первой трети XVIII века. Этот портрет относится к особому типу — парсуне. Такие изображения появились на Руси в XVII веке. Сначала парсунами назывались все портреты того времени, и только потом этот жанр искусствоведы выделили отдельно.
Парсуна объединяла в себе черты светского портрета и иконы. Художники стремились передать облик человека и его социальную роль, но при этом использовали приемы из иконописи. Поэтому портреты обычных людей, написанные уже не темперой на дереве, а масляной краской на холсте, во многом получались иконными. В таких изображениях художники не стремились придать форме и пространству объем, лица рисовали условно и часто сопровождали портреты текстом с пояснением, кто на нем запечатлен.
Парсуна объединяла в себе черты светского портрета и иконы. Художники стремились передать облик человека и его социальную роль, но при этом использовали приемы из иконописи. Поэтому портреты обычных людей, написанные уже не темперой на дереве, а масляной краской на холсте, во многом получались иконными. В таких изображениях художники не стремились придать форме и пространству объем, лица рисовали условно и часто сопровождали портреты текстом с пояснением, кто на нем запечатлен.
#4
«Создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры»,
— писал искусствовед Лев Лифшиц.
#7
Портрет Натальи Нарышкиной соответствовал этому своеобразному канону.
#5
О картине
#12
«Портрет царицы Натальи Кирилловны». Карл Шурманн. 1687 год. Источник: wikipedia.org
Художник передал черты Натальи Нарышкиной лишь условно: ее лицо походит скорее на застывший лик иконы, чем на лицо живого человека. Глядя на портрет, вряд ли можно понять нрав героини и угадать, что «сия принцесса добраго темпераменту, добродетельнаго», как описывал ее современник князь Борис Куракин. Пространство картины художник сгладил и почти лишил объёма. Зато орнамент платья мастер передал тщательно: он прорисовал каждый узорчатый лепесток. Автор написал царицу одетой по старомосковской моде: поверх богатого золото-парчового платья ее фигуру облекает вдовья накидка черного шелка.
#8
Наталья Нарышкина
#9
Наталья Нарышкина рано стала вдовой. Она вышла замуж за царя Алексея Михайловича в 19 лет — и спустя шесть лет уже потеряла его. Известно, что правитель был искренне к ней привязан.
#10
«Наталья Кирилловна была очень веселого нрава и весьма охотно предавалась разным увеселениям, а царь Алексей Михайлович, страстно любивший молодую, красивую жену, старался доставлять ей всевозможные удовольствия»,
— записано в русском биографическом словаре Александра Половцова.
#11
В браке у них родились трое детей. Старший из них, любимый сын Петр — будущий император Петр I. После смерти мужа царица отдавала ему все свое время.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Натальи Нарышкиной
Время создания
XVIII век
Размер
77,3x56,3 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться