Портрет, который представлен в коллекции Государственного исторического музея, — одна из немногих копий единственного прижизненного изображения Михаила Ломоносова. Оригинал создал в 1755 году Георг Каспар Иосиф Преннер — австрийский художник, сын и ученик придворного живописца Антона Иосифа Преннера. До наших дней первоначальное полотно не сохранилось.
Знаменитый российский ученый, историк, поэт и художник изображен у письменного стола. На заднем плане видны книжные полки с толстыми томами в кожаных переплетах. От зрителей их частично скрывает темно-зеленая портьера, которая занимает левый верхний угол и располагается над головой Ломоносова. На столе рядом с бумагами расположились предметы, которые традиционно изображали на портретах ученых: глобус, циркуль, чертежные инструменты. В нижнем правом углу виден ящик, разделенный на множество ячеек. В них лежат образцы смальты — цветного стекла, которое в старину использовали для мозаик.
Знаменитый российский ученый, историк, поэт и художник изображен у письменного стола. На заднем плане видны книжные полки с толстыми томами в кожаных переплетах. От зрителей их частично скрывает темно-зеленая портьера, которая занимает левый верхний угол и располагается над головой Ломоносова. На столе рядом с бумагами расположились предметы, которые традиционно изображали на портретах ученых: глобус, циркуль, чертежные инструменты. В нижнем правом углу виден ящик, разделенный на множество ячеек. В них лежат образцы смальты — цветного стекла, которое в старину использовали для мозаик.
За спиной Михаила Ломоносова находится окно, в нем видна одна из построек фабрики цветных стекол. Ломоносов основал ее в 1753 году в собственном имении — деревне Усть-Рудица под Петербургом. Кроме смальты, фабрика выпускала цветной бисер и стеклярус. Позже в Усть-Рудице стали производить столовую посуду, флаконы для духов, цветные стеклянные броши и запонки, даже декоративные садовые фигуры. Однако основным продуктом оставалась смальта. Михаил Ломоносов надеялся развить в России мозаичное мастерство, сам разрабатывал составы для стекла, чтобы расширить цветовую гамму и при этом использовать недорогие красители. Ученый даже посвятил стекольному искусству целую оду, которую отправил своему другу — государственному деятелю и меценату Ивану Шувалову: