«Портрет муаллимы» принадлежит кисти талантливой художницы Анны Васильевны Ковалевой, жившей и работавшей в Таджикистане в советское время. Ковалева была профессиональным геологом, а живописью занималась в свободное от работы время.
На картине изображена красивая молодая женщина «муаллима», что в переводе с таджикского языка означает «учительница». До присоединения Таджикистана к СССР местная система образования не приносила удовлетворительных результатов. В качестве наследия исламской культуры обучение в основном проходило при мечетях и носило скорее религиозный характер. Российской Империей предпринимались попытки внедрить на территории Таджикистана русско-туземные школы, число которых к 1911 году достигло 89. В отличие от традиционных религиозных школ (мактабов), в школах империи преподавались светские науки, кроме того, занятия проводились по заранее подготовленным программам и расписанию. Однако в итоге и эти школы не принесли желаемых результатов.
В Таджикской ССР реорганизация системы образования началась с ликвидации массовой безграмотности населения. Для этого создавались начальные школы и интернаты для детей, а также школы ликбеза для взрослых. В 1930-е годы в республике были созданы Чрезвычайная комиссия для борьбы с неграмотностью и общество «Долой безграмотность». Впервые в истории страны доступ к образованию получили женщины. Сначала они занимались в женских школах и классах, а затем некоторые из них продолжали свой путь в качестве учителей и преподавателей. Многие женщины становились организаторами движения за ликвидацию неграмотности. Для подготовки учителей создавались учительские курсы и педагогические техникумы, были открыты два педагогических института в Сталинабаде и Худжанде, а также Таджикский институт просвещения в Ташкенте.
«Портрет муаллимы» написан в 1972 году, когда образование в Таджикистане уже было поставлено на рельсы и приносило свои плоды. Женщина изображена в яркой традиционной таджикской одежде. На учительнице платье с вертикальным вырезом, который украшен вышивкой, — такую одежду было принято носить в Таджикистане замужним женщинам. Голову муаллимы покрывает цветастый платок — неотъемлемая часть таджикского традиционного женского костюма. Яркие украшения — массивные серьги, бусы, брошь из разноцветных камней — являются одной из национальных черт.
Портрет интересен своим контрастом, сочетанием традиций и новаций. Перед нами современная образованная женщина, которая одета в традиционный самобытный костюм.
На картине изображена красивая молодая женщина «муаллима», что в переводе с таджикского языка означает «учительница». До присоединения Таджикистана к СССР местная система образования не приносила удовлетворительных результатов. В качестве наследия исламской культуры обучение в основном проходило при мечетях и носило скорее религиозный характер. Российской Империей предпринимались попытки внедрить на территории Таджикистана русско-туземные школы, число которых к 1911 году достигло 89. В отличие от традиционных религиозных школ (мактабов), в школах империи преподавались светские науки, кроме того, занятия проводились по заранее подготовленным программам и расписанию. Однако в итоге и эти школы не принесли желаемых результатов.
В Таджикской ССР реорганизация системы образования началась с ликвидации массовой безграмотности населения. Для этого создавались начальные школы и интернаты для детей, а также школы ликбеза для взрослых. В 1930-е годы в республике были созданы Чрезвычайная комиссия для борьбы с неграмотностью и общество «Долой безграмотность». Впервые в истории страны доступ к образованию получили женщины. Сначала они занимались в женских школах и классах, а затем некоторые из них продолжали свой путь в качестве учителей и преподавателей. Многие женщины становились организаторами движения за ликвидацию неграмотности. Для подготовки учителей создавались учительские курсы и педагогические техникумы, были открыты два педагогических института в Сталинабаде и Худжанде, а также Таджикский институт просвещения в Ташкенте.
«Портрет муаллимы» написан в 1972 году, когда образование в Таджикистане уже было поставлено на рельсы и приносило свои плоды. Женщина изображена в яркой традиционной таджикской одежде. На учительнице платье с вертикальным вырезом, который украшен вышивкой, — такую одежду было принято носить в Таджикистане замужним женщинам. Голову муаллимы покрывает цветастый платок — неотъемлемая часть таджикского традиционного женского костюма. Яркие украшения — массивные серьги, бусы, брошь из разноцветных камней — являются одной из национальных черт.
Портрет интересен своим контрастом, сочетанием традиций и новаций. Перед нами современная образованная женщина, которая одета в традиционный самобытный костюм.