Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское, западноевропейское искусство XVI–XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет М.А. Нарышкиной

Время создания
начало XIX века
Место создания
Россия
Размер
80x66 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#2
Этот портрет один из прекраснейших в собрании музея, он тоже из фамильной галереи графов Уваровых. Польская княжна Мария Антоновна Четвертинская (1779–1854) оказалась при российском дворе после гибели ее отца А.-С. Святополк-Четвертинского во время польского восстания.

В шестнадцать лет ее выдали за 37-летнего обер-камергера Дмитрия Львовича Нарышкина, одного из богатейших вельмож екатерининской эпохи. Красота юной фрейлины была воспета современниками, «казалась невозможной, неестественной». Ослепительная красота княжны Марии Антоновны, ее умение держать себя в свете привлекли внимание тогда еще цесаревича Александра Павловича, будущего императора Александра I. Их отношения продолжались в течение пятнадцати лет. Официальный супруг княжны весьма снисходительно относился к такой ситуации, и себе позволял вольности.
 
Известен ряд ее портретов в юности, но более других популярен портрет кисти Сальватора (Николая Ивановича) Тончи (1756–1844), представленный в Павловском музее. Интересно сравнить его с муромским вариантом такого же портрета: живопись мастерская, тончайшее письмо, подписи нет ни на том, ни на другом. Есть основания считать один из портретов авторским повторением. 

Сотрудники павловского дворца-музея соглашались с таким мнением. Можно отметить, что пристальная оценка полотен позволяет отметить несколько более высокий уровень проработки муромского портрета. Провенанс очень надежный — портрет происходит из имения в Карачарове, последняя хозяйка которого графиня П.С. Уварова приходилась Нарышкиной внучатной племянницей. Дед Уваровой, брат красавицы, Борис Четвертинский сильно страдал от двусмысленности положения сестры и даже несколько раз уходил в отставку.
 
Портрет весьма лаконичен и выразителен. Фон непроницаемо темный. В центре высвечена дама в изящном развороте. Наряд ее эфемерен. Платья той эпохи являются продолжением раннего ампира 1790-х гг., их шили из муслина, батиста и шелка. Женщины обычно обходились без корсетов, а если и носили их, то не затягивались так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи. Расцветка платьев в основном пастельная. Чтобы соответствовать капризной моде дамы ходили зимой в легких платьях, от чего часто простужались.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет М.А. Нарышкиной

Время создания
начало XIX века
Место создания
Россия
Размер
80x66 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%