В XVIII веке в России судьбу решал случай. Придворный певчий смог стать графом Разумовским. Родоначальницей графского рода Разумовских считают Наталью Демьяновну Разумовскую (1690-е–1762 гг.). Именно по женской линии, потому что муж ее до великой славы не дожил. Поминают его лишь тем, что в пьяном виде кричал: «Шо за розум!» — откуда и взялась фамилия.
Елизавета Петровна радушно встретила ее и поместила во дворце. Но модные наряды и придворная жизнь пришлись не по сердцу Наталье Демьяновне. Она скоро облеклась в свое малороссийское платье, строго придерживалась старых обычаев и страдала от тоски по родине.
Во время приезда в столицу Наталья Демьяновна позировала немецкому живописцу Г.Г. Хойзеру. Портрет Розумихи его работы хранится в Государственном историческом музее. В Муромский музей портрет поступил в 1918 году из имения Уваровых, а был атрибутирован в 1993 году.
Так казачка Наталка Розумиха оказалась матерью фаворита, тайного супруга государыни Елизаветы Петровны, и была произведена в стац-дамы. От ее пребывания при дворе остались лишь забавные предания о том, как она не узнала своего сына в блестящем наряде царедворца, и перед своим отражением в зеркале пала на колени, приняв свой новый облик за императрицу.
Елизавета Петровна радушно встретила ее и поместила во дворце. Но модные наряды и придворная жизнь пришлись не по сердцу Наталье Демьяновне. Она скоро облеклась в свое малороссийское платье, строго придерживалась старых обычаев и страдала от тоски по родине.
Несмотря на выпавшую ее семье «фортуну», Разумовская оставалась простой казачкой. При дворе она гостила не часто и не долго, так как горячо любила Малороссию и ее обычаи. На одном из хуторов, пожалованных ее сыну Алексею, она выстроила усадьбу, названную Алексеевщиной.
Во время приезда в столицу Наталья Демьяновна позировала немецкому живописцу Г.Г. Хойзеру. Портрет Розумихи его работы хранится в Государственном историческом музее. В Муромский музей портрет поступил в 1918 году из имения Уваровых, а был атрибутирован в 1993 году.
По опубликованным гравюрам была опознана Разумовская. На обоих портретах казачка в богатом костюме: платье со шнуровкой на груди, кунтуш золотой парчи с собольим мехом.
Похожие портреты, написанные некогда для многочисленной родни, хранятся в ряде музеев (Черниговский, Киевский). Известны гравюры, восходящие к этому портрету. Розумиха была весьма популярным персонажем. Как возможный автор оригинала сначала предлагался украинский художник Григорий Стеценко (1710–1781), которого ряд источников называют «придворным» художником Розумихи. В Киеве есть ее портрет, который приписывается Стеценко, но и он «списан» с Хойзера.
Наш портрет почти совпадает с первоисточником, кроме мелочей: красной ленточки на шее не хватает, деталей на брошке. Уровень исполнения на муромском портрете ниже — письмо плоское, схематичное.
Род Разумовских считался угасшим в середине XIX века.