О
княгине Хованской Александр Герцен писал в «Былом и думах»:
Портрет М.А. Хованской
Княгиня Марья Алексеевна Хованская, родная сестра моего отца, была строгая, угрюмая старуха, толстая, важная, с пятном на щеке, с поддельными пуклями под чепцом; она говорила прищуривая глаза и до конца жизни, т. е. до восьмидесяти лет, употребляла немного румян и немного белил. Всякий раз, когда я ей попадался на глаза, она притесняла меня; ее проповедям, ворчанью не было конца, она меня журила за все: за измятый воротничок, за пятно на курточке, за то, что я не так подошел к руке, заставляла подойти другой раз. Окончивши проповедь, она иногда говаривала моему отцу, бравши кончиками пальцев табак из крошечной золотой табакерки: «Ты бы мне, голубчик, отдал баловня-то твоего на выправку, он у меня в месяц сделался бы шелковый».
Александр Иванович ассоциировал Хованскую с образом княгини из комедии «Горе от ума». На это указывала писательница Лидия Чуковская. В неоконченной документально-художественной книге о Герцене Чуковская пишет, что он с детства …терпеть не мог княгиню и ее дом, набитый моськами и приживалками, чванный, спесивый дом московской сиятельной барыни из тех знатных старух, которых так звонко отхлестал по щекам Грибоедов.
Мне все казалось, что я попала ошибкой в эту жизнь и что скоро ворочусь домой — но где же был, мой дом?.. Стремление выйти в другой мир становилось все сильнее, и с тем вместе росло презрение к моей темнице и ее жестоким часовым.
Наталья Захарьина, вопреки воле своей покровительницы Марьи Хованской, стала в 1838 году женой своего двоюродного брата, Александра Герцена. Их венчание состоялось девятого мая в храме Казанской иконы Божией Матери во Владимире.