Картины, которые Коста Хетагуров начал писать во Владикавказе в первые годы по возвращении из Петербурга, были сплавом его наблюдений, знаний и представлений об окружающем мире. Он писал портреты и пейзажи, полотна на социальные темы и даже карикатуры. В живописи Хетагурова отражались повседневный быт и народная культура простых жителей горного Кавказа.
Портреты составляют бóльшую часть творческого наследия Коста Хетагурова. В XIX веке, в период формирования национального самосознания осетин, этот жанр стал одним из главных в национальном искусстве. Он утверждал ценность человека и его достоинство, а также выдающиеся личностные качества и вклад в развитие общества.
Чаще всего Коста Леванович писал своих друзей и близких. Он стремился передать мельчайшие детали внешности портретируемых, во время работы подолгу вглядывался в лица, стараясь проникнуть во внутренний мир своих моделей. Портреты Хетагурова не отличались сложной композицией. Как правило, он изображал людей по грудь или по пояс в естественных спокойных позах на нейтральном фоне.
Одним из лучших мужских портретов, написанных Хетагуровым, исследователи считают портрет Мисирби Гутиева, одного из инициаторов переселения осетин в Кубанскую область.
Мисирби Гутиев родился в 1830 году в селении Харисджине. Получив образование, он поступил на службу в Кавказскую горную конную дивизию, а спустя некоторое время перевелся в Терскую постоянную милицию.
В 1870 году Мисирби Гутиев и Леван Хетагуров, отец Коста, стали ответственными за переселение безземельных осетин на территорию Кубанской области, где правительство выделило им незаселенные земельные участки. Так российские власти планировали разрядить и без того накаленные отношения между осетинами и грузинскими князьями, а также заселить нагорную местность кубанской области христианами.
150 осетинских семей — более 800 человек — отправились в путешествие на Кубань. Путь был непростым и долгим, занял целых полтора месяца. Осетины основали поселение на левом берегу реки Кубани в окрестностях средневекового Шоанинского храма. Первое время переселенцам пришлось жить в землянках, потому что обещанные царской властью подъемные выплаты в 20 рублей, на которые можно было возвести хорошее жилье, должны были поступить только через два года. Некоторые семьи впоследствии вернулись на родину, но большинство осетин, последовав примеру Хетагурова и Гутиева, остались.
Портреты составляют бóльшую часть творческого наследия Коста Хетагурова. В XIX веке, в период формирования национального самосознания осетин, этот жанр стал одним из главных в национальном искусстве. Он утверждал ценность человека и его достоинство, а также выдающиеся личностные качества и вклад в развитие общества.
Чаще всего Коста Леванович писал своих друзей и близких. Он стремился передать мельчайшие детали внешности портретируемых, во время работы подолгу вглядывался в лица, стараясь проникнуть во внутренний мир своих моделей. Портреты Хетагурова не отличались сложной композицией. Как правило, он изображал людей по грудь или по пояс в естественных спокойных позах на нейтральном фоне.
Одним из лучших мужских портретов, написанных Хетагуровым, исследователи считают портрет Мисирби Гутиева, одного из инициаторов переселения осетин в Кубанскую область.
Мисирби Гутиев родился в 1830 году в селении Харисджине. Получив образование, он поступил на службу в Кавказскую горную конную дивизию, а спустя некоторое время перевелся в Терскую постоянную милицию.
В 1870 году Мисирби Гутиев и Леван Хетагуров, отец Коста, стали ответственными за переселение безземельных осетин на территорию Кубанской области, где правительство выделило им незаселенные земельные участки. Так российские власти планировали разрядить и без того накаленные отношения между осетинами и грузинскими князьями, а также заселить нагорную местность кубанской области христианами.
150 осетинских семей — более 800 человек — отправились в путешествие на Кубань. Путь был непростым и долгим, занял целых полтора месяца. Осетины основали поселение на левом берегу реки Кубани в окрестностях средневекового Шоанинского храма. Первое время переселенцам пришлось жить в землянках, потому что обещанные царской властью подъемные выплаты в 20 рублей, на которые можно было возвести хорошее жилье, должны были поступить только через два года. Некоторые семьи впоследствии вернулись на родину, но большинство осетин, последовав примеру Хетагурова и Гутиева, остались.