Коста Хетагуров был не только известным литератором, но и талантливым художником. Он писал портреты и пейзажи, полотна на социальные темы и даже карикатуры. В живописи Хетагурова отражались повседневный быт и народная культура простых жителей горного Кавказа.
Художник часто обращался к женским образам и теме женской судьбы в своих работах. До наших дней сохранилось девять портретов кисти Хетагурова, пять из которых — женские. В работах художника воплощалось противоречивое положение современных ему горянок, которые, с одной стороны, были практически бесправны в своих семьях, а с другой — обладали высоким авторитетом в обществе. Искусствоведы также отмечают, что Коста чаще всего писал реальных людей и даже некие собирательные образы наделял чертами своих близких и друзей.
Так, на картине «В осетинской сакле» в образах трех горянок Хетагуров написал знакомых ему женщин: свою мать Марию, которая умерла в раннем детстве поэта; ее подругу Хаиру Хетагурову и Чендзе Туаеву-Дзапарову, которая воспитывала Коста после смерти Марии.
Женщины готовят осетинскую араку — алкогольный напиток из зерен кукурузы или ячменя. Над огнем стоит закопченный котел, покрытый массивной крышкой с отводом для змеевика. Слева от него — грубая деревянная лохань с густой охлаждающей смесью. Возле нее сидит женщина, перемешивающая смесь, а из небольшого крана льется тонкая струйка горячей араки. На стене висят традиционные осетинские треножник и сито.
Живописный стиль Коста весьма лаконичен. Художник вдохновлялся работами Джотто, Караваджо и Босха, а также окружавшей его обстановкой и атмосферой простых осетинских селений. Именно поэтому на картинах Хетагурова атрибуты повседневной жизни его соотечественников превращаются в предметы высокого искусства. На его жанровых полотнах осетины предстают естественными и спокойными. Они не позируют, а совершают привычные им действия, выполняют будничную работу, размышляя о жизни. При этом пессимизм работам Хетагурова чужд: его герои не выглядят печальными и подавленными. Напротив, они стоически переживают все тяготы непростой жизни в горах.
Художник часто обращался к женским образам и теме женской судьбы в своих работах. До наших дней сохранилось девять портретов кисти Хетагурова, пять из которых — женские. В работах художника воплощалось противоречивое положение современных ему горянок, которые, с одной стороны, были практически бесправны в своих семьях, а с другой — обладали высоким авторитетом в обществе. Искусствоведы также отмечают, что Коста чаще всего писал реальных людей и даже некие собирательные образы наделял чертами своих близких и друзей.
Так, на картине «В осетинской сакле» в образах трех горянок Хетагуров написал знакомых ему женщин: свою мать Марию, которая умерла в раннем детстве поэта; ее подругу Хаиру Хетагурову и Чендзе Туаеву-Дзапарову, которая воспитывала Коста после смерти Марии.
Женщины готовят осетинскую араку — алкогольный напиток из зерен кукурузы или ячменя. Над огнем стоит закопченный котел, покрытый массивной крышкой с отводом для змеевика. Слева от него — грубая деревянная лохань с густой охлаждающей смесью. Возле нее сидит женщина, перемешивающая смесь, а из небольшого крана льется тонкая струйка горячей араки. На стене висят традиционные осетинские треножник и сито.
Живописный стиль Коста весьма лаконичен. Художник вдохновлялся работами Джотто, Караваджо и Босха, а также окружавшей его обстановкой и атмосферой простых осетинских селений. Именно поэтому на картинах Хетагурова атрибуты повседневной жизни его соотечественников превращаются в предметы высокого искусства. На его жанровых полотнах осетины предстают естественными и спокойными. Они не позируют, а совершают привычные им действия, выполняют будничную работу, размышляя о жизни. При этом пессимизм работам Хетагурова чужд: его герои не выглядят печальными и подавленными. Напротив, они стоически переживают все тяготы непростой жизни в горах.