Портрет Л.В. Собинова, написанный Леоном Заком, поступил в музейную коллекции в 1993 году, это дар Светланы Леонидовны Собиновой-Кассиль.
Портрет артиста в зените славы написан маслом в 1912 году. Настоящее имя художника — Лев Васильевич Зак, удивительный человек, соединивший в себе разные таланты. Он поэт, художник, график, сценограф и скульптор, имя которого сегодня в России мало известно. Большая часть его творческой жизни проходила в эмиграции и художественное наследие оказалось, главным образом, в зарубежных музеях и частных коллекциях.
В 1911–1916 годах Леон Зак сблизился с кругом поэтов. Как поэт и литературный теоретик он являлся основателем и главным идеологом авангардного объединения «Мезонин поэзии», несколько лет он издавал одноименный альманах, финансировать который помогали В. Брюсов и И. Северянин. Уже тогда Зак приобрел известность как художник. Он иллюстрировал целый ряд книг, в частности поэтические сборники В. Шершеневича и Р. Ивнева, делал виньетки для журнала «Золотое руно», сотрудничал с издательством «Петербургский глашатай». С 1908 года стал участвовать в выставках «Московского товарищества художников», в 1910-х годах работал вместе с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, также был участником выставок художественного объединения «Мир искусства» в Петрограде. По определению друзей он умел заражать своей искренностью и продуманностью, «имел десятки профессий, и одна мешала другой».
Зак приобрёл популярность как портретист, особенно в литературных и артистических кругах. По воспоминаниям друзей, к нему буквально выстраивалась очередь из желающих заказать свой портрет.
После революции Л. Зак покинул Россию. С 1922 года работал в Берлине, с 1923 года в Париже, был востребованным художником-сценографом, сотрудничал со многими русскими балетными и оперными труппами, музыкантами.
В 1945 году художник обратился к абстракционизму и остался верен ему до конца.
Во время работы над портретом художник сблизился с Л.В. Собиновым, они состояли в переписке. Эти письма позволили уточнить некоторые подробности создания портрета.
Из писем становится понятно, что Лев Васильевич любил театр, имел небольшой опыт работы актёром, он всерьёз рассматривал возможность заняться режиссурой и посвятить себя театру. Ему нужны были советы Леонида Витальевича. Однако, жизнь не позволила этим мечтам осуществиться в той мере, как это представлял себе художник. Но и отказаться от театра он не смог. Его талант был востребован именно на театральной сцене, он стал театральным художником — мастером организации пространства сцены, человеком, определявшим внешний облик спектакля русского зарубежного театра на протяжении двух десятков лет. Работы художника в настоящее время находятся в крупнейших музейных и частных собраниях Европы.