В экспозицию в Старинном особняке этот портрет поступил из Архангельского краеведческого музея. В книгах музея он значился как «Портрет сановника XVIII века» и не связывался ни с каким определенным историческим деятелем. Изображенный на портрете сановник носит орден Святой Анны I степени (только при этой степени ордена полагалась красная лента через левое плечо), а восьмиконечная Владимирская звезда свидетельствует о I или II степени ордена Святого Владимира.
Сотрудники музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» провели исследовательскую работу и выяснили, что на картине изображен архангельский генерал-губернатор Петр Коновницын. Установить личность изображенного помогла выставка произведений Дмитрия Левицкого, прошедшая в 1985 году в Государственном Русском музее. На ней экспонировались портреты Владимирских кавалеров — их художнику заказала сама императрица Екатерина II, которая утвердила эту награду в 1782 году.
Среди этих портретов оказалось изображение человека, имеющего отношение к Архангельску — генерал-губернатора Петра Коновницына. На портрете Левицкого Коновницын изображен с орденами Святой Анны I степени и Владимира II степени. Приведенные в каталоге выставки сведения подтверждали, что изображенный был генерал-губернатором Архангельской и Олонецкой губерний. Сравнение этого портрета с «Сановником XVIII века» убедило исследователей, что это один и тот же человек: с одутловатым лицом, двойным подбородком, крупным, загнутым книзу носом и с теми же самыми орденами.
Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что до губернаторства в Петрозаводске он был губернатором Петербурга. Род Коновницыных очень древний, одного происхождения с Романовыми. Сын Петра Коновницына, тоже Петр — герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения, был ближайшим помощником Кутузова. Внучка, Елизавета Петровна, была женой декабриста Михаила Нарышкина, за которым последовала в Сибирь.
Портрет Коновницына кисти Левицкого и архангельский портрет написаны приблизительно в одно и то же время, с разницей лет в пять, но мастерами совершенно разного дарования. Левицкий писал своего героя в Петербурге, когда он был столичным губернатором. Все в нем дышит спокойной уверенностью екатерининского вельможи. Он представителен, солиден.
Архангельский портрет по своим художественным качествам значительно уступает портрету Левицкого. Герой написан в профиль, четче выделяются дряблые щеки, двойной подбородок, черты лица грубы: жестко очерчены крупный нос, подбородок и тонкая полоска губ. В процессе реставрации обнаружилось, что цвет мундира был синим. Дело в том, что в 1784 году Екатерина II издала указ о присвоении каждому наместничеству особых цветов и платьев. Архангельским чиновникам надлежало носить синий мундир с малиновым воротником и лацканами, именно в таком одеянии представлен герой на портрете.
Сотрудники музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» провели исследовательскую работу и выяснили, что на картине изображен архангельский генерал-губернатор Петр Коновницын. Установить личность изображенного помогла выставка произведений Дмитрия Левицкого, прошедшая в 1985 году в Государственном Русском музее. На ней экспонировались портреты Владимирских кавалеров — их художнику заказала сама императрица Екатерина II, которая утвердила эту награду в 1782 году.
Среди этих портретов оказалось изображение человека, имеющего отношение к Архангельску — генерал-губернатора Петра Коновницына. На портрете Левицкого Коновницын изображен с орденами Святой Анны I степени и Владимира II степени. Приведенные в каталоге выставки сведения подтверждали, что изображенный был генерал-губернатором Архангельской и Олонецкой губерний. Сравнение этого портрета с «Сановником XVIII века» убедило исследователей, что это один и тот же человек: с одутловатым лицом, двойным подбородком, крупным, загнутым книзу носом и с теми же самыми орденами.
Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что до губернаторства в Петрозаводске он был губернатором Петербурга. Род Коновницыных очень древний, одного происхождения с Романовыми. Сын Петра Коновницына, тоже Петр — герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения, был ближайшим помощником Кутузова. Внучка, Елизавета Петровна, была женой декабриста Михаила Нарышкина, за которым последовала в Сибирь.
Портрет Коновницына кисти Левицкого и архангельский портрет написаны приблизительно в одно и то же время, с разницей лет в пять, но мастерами совершенно разного дарования. Левицкий писал своего героя в Петербурге, когда он был столичным губернатором. Все в нем дышит спокойной уверенностью екатерининского вельможи. Он представителен, солиден.
Архангельский портрет по своим художественным качествам значительно уступает портрету Левицкого. Герой написан в профиль, четче выделяются дряблые щеки, двойной подбородок, черты лица грубы: жестко очерчены крупный нос, подбородок и тонкая полоска губ. В процессе реставрации обнаружилось, что цвет мундира был синим. Дело в том, что в 1784 году Екатерина II издала указ о присвоении каждому наместничеству особых цветов и платьев. Архангельским чиновникам надлежало носить синий мундир с малиновым воротником и лацканами, именно в таком одеянии представлен герой на портрете.