Портретное искусство ХVIII века, особенно столичное, в своем стремительном развитии резко отличается от провинциального. Перекликаясь еще со стилистикой парсуны — раннего жанра портрета, — оно менее связано со средневековой традицией. С начала ХVIII века ко двору приглашались иностранные художники, формирующие модный для своего времени придворный стиль, который представлял француз Луи Каравак, одним из первых прибывший в Россию. Любимый живописец Елизаветы Петровны, он исполнил ее коронационный портрет, ставший официальным изображением государыни и многократно копировавшийся многими художниками.
Находящийся в собрании Музея Республики Саха «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», который украшал когда-то воеводскую канцелярию Якутска, поступил в очень плохой сохранности. Иконография работы восходит к типу Каравака и Антропова (художники XVIII века, в том числе известные искусством написания светского портрета) и более близка к портрету, находящемуся в Тульском областном музее. Обращаясь к оригиналу, неизвестный мастер обращается и к приемам старорусского парсунного письма, которые использовал Каравак, но в мягком варианте. Это выражается в статичности позы, создающей ощущение монументальности.
Императрица славилась своей красотой и роскошными нарядами, что всегда отмечалось иностранными послами, приезжавшими к русскому двору. У Елизаветы было множество ювелирных комплектов. На портрете из собрания Музея Республики Саха она изображена в статичной царственной позе, усыпанная бриллиантами. На голове малая корона с эгретом, ниспадающим с прически. Декольте украшает пластрон — ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье, — на плечах горностаевая мантия. К сожалению, плохо просматриваются серьги и знак ордена Андрея Первозванного — его голубая некогда лента перекинута через плечо императрицы.
Историки называют императрицу продолжательницей дела своего отца, укрепившей российскую государственность. За время ее правления в России произошел расцвет культуры и науки, а армия одержала ряд блестящих побед. Многое из того, что было создано при Елизавете, играет важную роль в культурной и научной жизни России до сих пор — например, Московский университет и Академия художеств.
Находящийся в собрании Музея Республики Саха «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», который украшал когда-то воеводскую канцелярию Якутска, поступил в очень плохой сохранности. Иконография работы восходит к типу Каравака и Антропова (художники XVIII века, в том числе известные искусством написания светского портрета) и более близка к портрету, находящемуся в Тульском областном музее. Обращаясь к оригиналу, неизвестный мастер обращается и к приемам старорусского парсунного письма, которые использовал Каравак, но в мягком варианте. Это выражается в статичности позы, создающей ощущение монументальности.
Императрица славилась своей красотой и роскошными нарядами, что всегда отмечалось иностранными послами, приезжавшими к русскому двору. У Елизаветы было множество ювелирных комплектов. На портрете из собрания Музея Республики Саха она изображена в статичной царственной позе, усыпанная бриллиантами. На голове малая корона с эгретом, ниспадающим с прически. Декольте украшает пластрон — ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье, — на плечах горностаевая мантия. К сожалению, плохо просматриваются серьги и знак ордена Андрея Первозванного — его голубая некогда лента перекинута через плечо императрицы.
Историки называют императрицу продолжательницей дела своего отца, укрепившей российскую государственность. За время ее правления в России произошел расцвет культуры и науки, а армия одержала ряд блестящих побед. Многое из того, что было создано при Елизавете, играет важную роль в культурной и научной жизни России до сих пор — например, Московский университет и Академия художеств.