Мозаичный портрет Елизаветы Петровны создали в мастерской Михаила Ломоносова в конце 1750-х годов. Ломоносов был «универсальным человеком»: учёным, философом, писателем, художником. Помимо прочих достижений он разработал «науку о стекле» — изучал физические и химические свойства силикатов, в частности смальты, основы мозаики.
Мозаичный портрет Елизаветы Петровны создали в мастерской Михаила Ломоносова в конце 1750-х годов. Ломоносов был «универсальным человеком»: учёным, философом, писателем, художником. Помимо прочих достижений он разработал «науку о стекле» — изучал физические и химические свойства силикатов, в частности смальты, основы мозаики.
Технику «вечной живописи» утратили на Руси ещё в XII веке, а мастера Западной Европы хранили состав её материала в секрете. Ломоносова вдохновили мозаики в киевском Софийском соборе и новгородских церквях, и он решил возродить состав смальты. Около десяти лет он посвятил разработке этой технологии.
В 1753 году Елизавета Петровна пожаловала главному русскому учёному пять деревень под Петербургом. В деревне Усть-Рудица Ломоносов построил фабрику по производству цветного стекла, смальты и бисера, которая скоро стала передовым российским художественно-промышленным предприятием.