Портрет императрицы Екатерины II из коллекции Государственного исторического музея — редкая копия с картины, которую написал придворный художник Стефано Торелли. Оригинал до революции хранился в России, сейчас находится в частной коллекции за рубежом.
Екатерина изображена на портрете в платье, которое напоминает русский традиционный костюм XVII–XVIII века. Вероятно, оно служило императрице маскарадным нарядом: об этом говорит черная карнавальная маска, с которой ее изобразил художник. Голову Екатерины украшает венец, похожий на традиционный кокошник. Он расшит жемчугом и драгоценными камнями.
Отношение к русскому стилю при монаршем дворе менялось с XVII века. Во времена царя Алексея Михайловича Тишайшего национальная одежда была единственной допустимой для придворных в повседневной жизни: одеваться по западной моде разрешалось только царевичам и их ближайшему окружению. При этом европейские костюмы часто надевали на маскарады.
Когда на престол взошел Петр I, традиции изменились на прямо противоположные. Указ нового монарха запрещал дворянам одеваться в русском стиле и повелевал «женскому полу всех чинов носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, <…> отнюдь не носить». Теперь уже сарафаны и кокошники стали деталями маскарадного облачения. А студентов в XVIII столетии переодевали в «крестьянскую», то есть национальную, одежду в качестве наказания за проступок.
При Елизавете Петровне в аристократическом обществе Петербурга началась «тирания моды». Императрица специальными указами повелела придворным дамам носить французские платья в стиле барокко и переодеваться несколько раз в день: к завтраку и утреннему приему гостей, для дневных дел и к вечернему выходу в свет. Когда Елизавета Петровна устраивала приемы в загородных дворцах, одежда гостей должна была гармонировать цветом и отделкой с интерьерами. Перемены коснулись и маскарадных костюмов: в елизаветинскую эпоху дамам предписывалось надевать мужские наряды, а кавалерам — женские. Екатерина II вспоминала в своих записках: «…мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде».
Когда императрицей стала сама Екатерина, мода на русский стиль при дворе вернулась. Жестких требований к костюму придворные дамы не соблюдали: им разрешалось носить как европейские платья, так и наряды с национальными элементами — например, длинными висячими рукавами и коротким шлейфом. Такую одежду современники Екатерины II иногда называли «офранцуженным сарафаном».
Екатерина изображена на портрете в платье, которое напоминает русский традиционный костюм XVII–XVIII века. Вероятно, оно служило императрице маскарадным нарядом: об этом говорит черная карнавальная маска, с которой ее изобразил художник. Голову Екатерины украшает венец, похожий на традиционный кокошник. Он расшит жемчугом и драгоценными камнями.
Отношение к русскому стилю при монаршем дворе менялось с XVII века. Во времена царя Алексея Михайловича Тишайшего национальная одежда была единственной допустимой для придворных в повседневной жизни: одеваться по западной моде разрешалось только царевичам и их ближайшему окружению. При этом европейские костюмы часто надевали на маскарады.
Когда на престол взошел Петр I, традиции изменились на прямо противоположные. Указ нового монарха запрещал дворянам одеваться в русском стиле и повелевал «женскому полу всех чинов носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, <…> отнюдь не носить». Теперь уже сарафаны и кокошники стали деталями маскарадного облачения. А студентов в XVIII столетии переодевали в «крестьянскую», то есть национальную, одежду в качестве наказания за проступок.
При Елизавете Петровне в аристократическом обществе Петербурга началась «тирания моды». Императрица специальными указами повелела придворным дамам носить французские платья в стиле барокко и переодеваться несколько раз в день: к завтраку и утреннему приему гостей, для дневных дел и к вечернему выходу в свет. Когда Елизавета Петровна устраивала приемы в загородных дворцах, одежда гостей должна была гармонировать цветом и отделкой с интерьерами. Перемены коснулись и маскарадных костюмов: в елизаветинскую эпоху дамам предписывалось надевать мужские наряды, а кавалерам — женские. Екатерина II вспоминала в своих записках: «…мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде».
Когда императрицей стала сама Екатерина, мода на русский стиль при дворе вернулась. Жестких требований к костюму придворные дамы не соблюдали: им разрешалось носить как европейские платья, так и наряды с национальными элементами — например, длинными висячими рукавами и коротким шлейфом. Такую одежду современники Екатерины II иногда называли «офранцуженным сарафаном».