Евдокия Мещерская приходилось Федору Тютчеву родной теткой. Ее портрет с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и воспитанницей Елизаветой Ельчаниновой написал художник Ефим Спажинский в 1807 году, а копию для собрания музея выполнил брянский художник Михаил Решетнёв.
Евдокия была замужем за поручиком князем Борисом Мещерским, который, простудившись на охоте, умер через два месяца после свадьбы. После смерти супруга она посвятила себя благотворительности и воспитанию дочери. Также Мещерская оставила после себя сочинения «Записки» и «Беседы с моей дочерью», опубликованные в 1876 году.
В память о муже она основала под Звенигородом Борисо-Глебский монастырь, став его настоятельницей. В монастыре Евдокия вела аскетичный образ жизни и даже спала на доске, покрытой войлоком.
Оригинал картины был написан в Полоцке. Вероятно, это произошло во время паломничества Мещерской с дочерью и подругой к мощам Ефросинии Полоцкой. В 1812 году, во время войны, холст повредил французский офицер сабельным ударом. Французы так быстро наступали, что Мещерская со своими домочадцами вынуждена была спешно покинуть имение Аносино близ Звенигорода, ничего не успев спрятать и увезти. Французы разграбили дом, а что не смогли забрать с собой, разрушили.
После того, как ее дочь вышла замуж за сенатора Семена Озерова, Мещерская постриглась в монахини и оставалась игуменьей до самой кончины. Позже ее старшая внучка Евдокия Озерова также стала игуменьей этого монастыря, который славился своим строгим уставом и особым благочестием. В 1928 году «женскую Оптину», как называли монастырь, закрыли. Одна из насельниц монастыря, привезла исторический портрет в Мураново.
Тютчев любил и уважал свою тетушку, видел в ней воплощение христианского закона: смирение, кротость, послушание, сочувствие к ближним и трудолюбие. Она обладала педагогическим даром, который нашел отражение в ее записях-посланиях, адресованных дочери и внучкам. В наставнической деятельности Евдокия руководствовалась советами святителя Филарета и вела с ним регулярную переписку.
Евдокия была замужем за поручиком князем Борисом Мещерским, который, простудившись на охоте, умер через два месяца после свадьбы. После смерти супруга она посвятила себя благотворительности и воспитанию дочери. Также Мещерская оставила после себя сочинения «Записки» и «Беседы с моей дочерью», опубликованные в 1876 году.
В память о муже она основала под Звенигородом Борисо-Глебский монастырь, став его настоятельницей. В монастыре Евдокия вела аскетичный образ жизни и даже спала на доске, покрытой войлоком.
Оригинал картины был написан в Полоцке. Вероятно, это произошло во время паломничества Мещерской с дочерью и подругой к мощам Ефросинии Полоцкой. В 1812 году, во время войны, холст повредил французский офицер сабельным ударом. Французы так быстро наступали, что Мещерская со своими домочадцами вынуждена была спешно покинуть имение Аносино близ Звенигорода, ничего не успев спрятать и увезти. Французы разграбили дом, а что не смогли забрать с собой, разрушили.
После того, как ее дочь вышла замуж за сенатора Семена Озерова, Мещерская постриглась в монахини и оставалась игуменьей до самой кончины. Позже ее старшая внучка Евдокия Озерова также стала игуменьей этого монастыря, который славился своим строгим уставом и особым благочестием. В 1928 году «женскую Оптину», как называли монастырь, закрыли. Одна из насельниц монастыря, привезла исторический портрет в Мураново.
Тютчев любил и уважал свою тетушку, видел в ней воплощение христианского закона: смирение, кротость, послушание, сочувствие к ближним и трудолюбие. Она обладала педагогическим даром, который нашел отражение в ее записях-посланиях, адресованных дочери и внучкам. В наставнической деятельности Евдокия руководствовалась советами святителя Филарета и вела с ним регулярную переписку.