Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых, отец императора Петра Великого. Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший, будучи человеком религиозным, образованным и благодушным. Его эпоху, напротив, называют «бунташный век», поскольку за 30 лет его правления случились соляной, медный и хлебный бунты, затяжные войны, эпидемия чумы, восстание Степана Разина, монетная реформа и церковный раскол. В то же время при Алексее Романове были основаны новые сибирские города: Симбирск (Ульяновск), Иркутск и Пенза.
Портрет Алексея Романова — один из первых экспонатов, положивших начало коллекции Воронежского губернского музея. Работа поступила в музей в 1894 году из Третьяковской галереи вместе с портретом Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Картины находились в одной раме как парные портреты, без имени автора и любых других подписей. Общий тон произведений напоминает иконописные лики, по манере письма они относятся к типу «парсуны».
Парсуна, от слова «персона», — это общее название древнерусской портретной живописи конца XVI–XVII веков. Парсуна была переходным этапом между иконописью и светским портретом. В ней долгое время сохранялись архаичные черты икон, но и проявлялись первые черты реалистичной живописи. Портрет Алексея Михайловича был написан, вероятно, первыми художниками жанра парсуны — мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Царь Алексей Михайлович Романов изображен в парадном облачении, подчеркнутом ярким фоном. Поясной план встречается в парсунах чаще других — крупного и общего. В моделировке лица художник накладывал светлые тона на темный подмалевок, поэтому виден эффект сияния. Глаза написаны с бликами на радужке и белках, что характерно для светских портретов в технике масляной живописи.
Портретное сходство на парсуне передается условно, большое внимание уделяется атрибутам, символам и одежде. Декоративное убранство облачения царя с драгоценными камнями, вышивка, меха и шар державы изображены плоскостно, как на иконах. Тем не менее за своеобразным изображением стоит реальный человек, который любил играть в шахматы, музицировать и смотреть на звезды в телескоп.
Портрет Алексея Романова — один из первых экспонатов, положивших начало коллекции Воронежского губернского музея. Работа поступила в музей в 1894 году из Третьяковской галереи вместе с портретом Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Картины находились в одной раме как парные портреты, без имени автора и любых других подписей. Общий тон произведений напоминает иконописные лики, по манере письма они относятся к типу «парсуны».
Парсуна, от слова «персона», — это общее название древнерусской портретной живописи конца XVI–XVII веков. Парсуна была переходным этапом между иконописью и светским портретом. В ней долгое время сохранялись архаичные черты икон, но и проявлялись первые черты реалистичной живописи. Портрет Алексея Михайловича был написан, вероятно, первыми художниками жанра парсуны — мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Царь Алексей Михайлович Романов изображен в парадном облачении, подчеркнутом ярким фоном. Поясной план встречается в парсунах чаще других — крупного и общего. В моделировке лица художник накладывал светлые тона на темный подмалевок, поэтому виден эффект сияния. Глаза написаны с бликами на радужке и белках, что характерно для светских портретов в технике масляной живописи.
Портретное сходство на парсуне передается условно, большое внимание уделяется атрибутам, символам и одежде. Декоративное убранство облачения царя с драгоценными камнями, вышивка, меха и шар державы изображены плоскостно, как на иконах. Тем не менее за своеобразным изображением стоит реальный человек, который любил играть в шахматы, музицировать и смотреть на звезды в телескоп.