Представленный в экспозиции Угличского музея портрет гусара Алексея Петровича Пятова происходит из усадьбы Родичево на левом берегу Волги. Владельцами сельца были Пятовы, затем Черемисиновы, Калачёвы и Черкасовы. Пятовы вели родословную от Фёдора Бяконта, который некогда явился на русскую службу из Пруссии, в доме хранилась и старинная картина, представляющая достойного предка на пути в Россию.
Однако сама усадьба была основана Александрой Михайловной Пятовой, которая вышла замуж за полковника Черемисинова. Имение переживало расцвет в начале XX века при их потомке — Борисе Павловиче Черкасове. В построенном по образцу альпийских шале доме с панорамными окнами и интерьерами, отделанными темным дубом, сберегались древние документы XVI–XVII веков, почетное место занимала портретная галерея. Дом сгорел в 1920-х годах, тогда же пропала большая библиотека. Только часть художественного собрания усадьбы была вывезена в Угличский музей, где хранится и поныне.
Изображение Пятова — это очень «гусарский» портрет. Молодой мужчина представлен в нарядном и красочном снаряжении. Доломан с отделкой из серой овчины, золотистые шнуры, три ряда пуговиц, красные орденские кресты у ворота — все эти атрибуты лихости и щегольского блеска к лицу молодому полнокровному мужчине. Живые темные глаза, волосы романтически зачесаны наперед. Густая шевелюра в некотором беспорядке, будто ветер небрежно закинул вьющиеся пряди на лоб и виски — все должно говорить о молодом воодушевлении, храбрости, азарте, но полноватое лицо гусара добродушно, пухлые губы сложены в мягкую улыбку. Он будто погружен в атмосферу праздника, дружеской пирушки, но уж никак не военного лагеря и близкого боя.
К сожалению, обнаружить биографические сведения о гусаре Пятове пока не удается, его портрет, сохраненный в доме родни, остается загадкой и для музейных сотрудников, и для знатоков военной истории. Портрет присутствует в угличской портретной галерее как некий типичный представитель дворянина времени войн, побед и парадов.
Однако сама усадьба была основана Александрой Михайловной Пятовой, которая вышла замуж за полковника Черемисинова. Имение переживало расцвет в начале XX века при их потомке — Борисе Павловиче Черкасове. В построенном по образцу альпийских шале доме с панорамными окнами и интерьерами, отделанными темным дубом, сберегались древние документы XVI–XVII веков, почетное место занимала портретная галерея. Дом сгорел в 1920-х годах, тогда же пропала большая библиотека. Только часть художественного собрания усадьбы была вывезена в Угличский музей, где хранится и поныне.
Изображение Пятова — это очень «гусарский» портрет. Молодой мужчина представлен в нарядном и красочном снаряжении. Доломан с отделкой из серой овчины, золотистые шнуры, три ряда пуговиц, красные орденские кресты у ворота — все эти атрибуты лихости и щегольского блеска к лицу молодому полнокровному мужчине. Живые темные глаза, волосы романтически зачесаны наперед. Густая шевелюра в некотором беспорядке, будто ветер небрежно закинул вьющиеся пряди на лоб и виски — все должно говорить о молодом воодушевлении, храбрости, азарте, но полноватое лицо гусара добродушно, пухлые губы сложены в мягкую улыбку. Он будто погружен в атмосферу праздника, дружеской пирушки, но уж никак не военного лагеря и близкого боя.
К сожалению, обнаружить биографические сведения о гусаре Пятове пока не удается, его портрет, сохраненный в доме родни, остается загадкой и для музейных сотрудников, и для знатоков военной истории. Портрет присутствует в угличской портретной галерее как некий типичный представитель дворянина времени войн, побед и парадов.