Одно из лучших полотен коллекции — портрет Александра I не вполне встраивается в ряд фамильной галереи из имения Уваровых, но в данной ситуации представляет не только династию Романовых.
Ослепительная красота княжны Марии Антоновны Нарышкиной (урожденной Четвертинской), ее умение держать себя в свете привлекли внимание тогда еще цесаревича Александра Павловича, будущего императора Александра I. Ее портрет также представлен в Художественной галерее. Их отношения сложились в подобие второй, не слишком тайной, семьи и продолжались в течение пятнадцати лет. По преданиям они имели нескольких детей, не доживших до взрослого возраста.
В старых музейных инвентарных книгах авторство портрета приписывалось Лампи Старшему (1751–1830). После реставрации это имя было снято. К настоящему времени выявлен целый ряд подобных царских портретов, восходящих к одному оригиналу — парадному портрету кисти В.Л. Боровиковского.
Портреты императоров писали огромными тиражами, поскольку они должны были украшать множество официальных учреждений по всей стране. Их много опубликовано на страницах интернета.
В энциклопедии «Лица российской истории» описано 149 портретов царя в разном возрасте и в различной технике. Воспроизведено — 53, в том числе знаменитый парадный портрет работы В.Л. Боровиковского, который послужил образцом для множества изображений царя, в основном погрудных, как из Художественной галереи в Муроме. Все они значительно разнятся по уровню исполнения.
Атрибуция Боровиковскому всякий раз требует отдельного разбирательства. У нас есть основания предположить, что муромский портрет Александра I если писан не самим Боровиковским, то несомненно исходит из его мастерской, создан при участии мастера. Государь на муромском портрете юн и прекрасен, о работе художника хочется отозваться в столь же превосходной степени. Письмо тонкое, красочный слой полупрозрачен, характерны голубоватые тени.
В 1802 году Боровиковский получает, видимо, срочный заказ на парадный портрет царя в полный рост. Художник, как известно, был завален заказами и порой писал одни только головы. В данном случае скорее было так — ученики Боровиковского готовят холсты для больших погрудных портретов, пишут фигуру на основании парадного портрета или одновременно с ним. Мастер же прописывает лица. Окончательное решение об авторстве может быть вынесено только после проведения технико-технологической экспертизы опытными специалистами.