Картина «Натюрморт с цветами и женской полуфигурой» поступила в музей в 1918 году из Карачаровского имения «Красная гора» графов Уваровых.
В инвентарных книгах музея имя художника приводится с датами жизни: 1635–1681 гг., что позволяет утверждать, что картины приписывались Гаспару Петеру Вербрюггену Старшему. Однако подобного рода композиции, включающие в себя изображение женских фигур, не вполне характерны для творчества этого мастера и скорее возникают в произведениях его сына, Гаспара Петера младшего, работавшего в таких случаях в сотрудничестве с другими художниками. Предполагается, что над созданием этого полотна работало два художника, что было весьма распространенной практикой: один с заметным изяществом исполнил пышные букеты цветов, другой работал над написанием фигуры. Гаспар Петер Вербрюгген Младший (1664–1730) — фламандский художник, мастер цветочного натюрморта в жанре позднего барокко. Живописи его обучил отец Гаспар Вербрюгген Старший. Характерное полотно Вербрюгена-сына — «Флора» есть в Радищевском музее в Саратове. На ней изображена богиня весны, рядом с ней бог любви Амур.
В нашей экспозиции на большом вертикальном полотне на переднем плане изображена пышная цветочная композиция в вазе. Каменная ваза установлена на постамент, внизу которого находится фонтанчик в виде мужской головы. Позади фигуры юной девушки изображен еще один фонтан повыше и покрупнее.
Особого внимания в работах Вербрюгенна заслуживают цветы. В XVII — начале XVIII столетия появляется, быстро распространяется по Европе, а затем приходит и в Россию «язык цветов».
«Язык цветов» нес в себе много тонкостей и нюансов. Когда поднесены цветы? В какой руке букет, в правой или в левой? А та, кому поднесли букет, наклонила его вправо — тогда это означает согласие, а влево — отказ. Если приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу — предостережение.
В нашей экспозиции на полотне изображено много растений. Каждый цветок имеет устоявшееся значение. Тюльпан символизирует выражение любви. Георгин — достоинство и элегантность. Гвоздика — непорочность. Самый популярный цветок — роза. Какими только смыслами она не наделена: любовь, страсть, добродетель, мужество, красота, бесконечность, поэзия и другое. В Древнем Риме розу наделили и вовсе необычным значением — она стала символом молчания. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза — она была посвящена богу молчания Гарпократу. В Риме времен Нерона это было полезное напоминание. Шпионы императора прислушивались на пирах к хмельным речам. Роза не одному сплетнику спасла жизнь.
В нашей экспозиции на большом вертикальном полотне на переднем плане изображена пышная цветочная композиция в вазе. Каменная ваза установлена на постамент, внизу которого находится фонтанчик в виде мужской головы. Позади фигуры юной девушки изображен еще один фонтан повыше и покрупнее.
Особого внимания в работах Вербрюгенна заслуживают цветы. В XVII — начале XVIII столетия появляется, быстро распространяется по Европе, а затем приходит и в Россию «язык цветов».
Согласно легенде, эту восточную экзотику привез в Европу шведский король Карл XII — тот самый, которого разбил под Полтавой Петр Великий. После поражения он скрылся, жил при дворе Османского султана, там узнал «язык цветов».
«Язык цветов» нес в себе много тонкостей и нюансов. Когда поднесены цветы? В какой руке букет, в правой или в левой? А та, кому поднесли букет, наклонила его вправо — тогда это означает согласие, а влево — отказ. Если приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу — предостережение.
В нашей экспозиции на полотне изображено много растений. Каждый цветок имеет устоявшееся значение. Тюльпан символизирует выражение любви. Георгин — достоинство и элегантность. Гвоздика — непорочность. Самый популярный цветок — роза. Какими только смыслами она не наделена: любовь, страсть, добродетель, мужество, красота, бесконечность, поэзия и другое. В Древнем Риме розу наделили и вовсе необычным значением — она стала символом молчания. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза — она была посвящена богу молчания Гарпократу. В Риме времен Нерона это было полезное напоминание. Шпионы императора прислушивались на пирах к хмельным речам. Роза не одному сплетнику спасла жизнь.