Начало XIX века ознаменовалось крупнейшим историческим событием, во многом изменившим жизнь России и стран Европы. Отечественная война 1812 года продемонстрировала мощный всплеск русского национального самосознания, патриотических чувств и беззаветного самопожертвования во имя победы.
В 1819 году император Александр I повелел создать портретную галерею героев 1812 года. Для исполнения этого заказа был призван снискавший славу модного портретиста английский живописец Джордж Доу, представленный императору на проходившем в это время конгрессе глав государств Священного союза. Художник приехал в Россию и прожил в Санкт-Петербурге 10 лет. За это время Доу и его русские ученики В. А. Голике и А. В. Поляков выполнили для военной галереи Зимнего дворца 329 погрудных портрета генералов и 4 портрета солдат-ветеранов, причем некоторые из них повторялись как для самих изображенных, так и по желанию их родных, близких и сослуживцев.
Творившая чудеса быстрая кисть Доу запечатлела многие романтически приподнятые образы героев войны, в том числе князя Васильчикова, графа Строганова, князя Ланского и генерала Бахметева, которые находятся в коллекции Екатеринбургского музея.
Здесь же экспонируется погрудный портрет Александра I, первоначально приписываемый кисти неизвестного русского художника первой половины XIX века. Однако в результате проведенной реставрации открылась авторская подпись, свидетельствующая о том, что произведение принадлежит Алексею Ивановичу Травину. Травин был одним из талантливейших мастеров-декораторов XIX века. Он родился в 1801 году в Петербурге и происходил из низкого «податного сословия». Закончив в 1838 году Академию художеств, он за работы, представленные в академию, получил звание свободного (неклассного) художника и несколько серебряных медалей. За свою жизнь А. И. Травин расписал более 200 плафонов. Сохранилась роспись плафона Античного зала бывшего Юсуповского дворца. Именно этот художник был удостоен чести копировать с работы Доу портрет Александра I. Мастеру, безусловно, хорошо удалось воспроизвести и точный облик модели, и свободную взволнованную манеру письма, и блестящее владения кистью, присущие оригиналу.