В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат.
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.
У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.
Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики.
Мы видим, что тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.
Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:
Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.
Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом — улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, — это внешнее проявление изменения внутреннего состояния.
В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.
В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.
Искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.
У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.
Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики.
Мы видим, что тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.
Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:
Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.
Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом — улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, — это внешнее проявление изменения внутреннего состояния.
В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.
В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.
Ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На раму параллельно одной из её сторон натягивались нити — основа будущей ткани.
Ткач или ткачиха протаскивали, или пробирали вручную сквозь нити основы поперечную скрепляющую нить — уток. Уток подбирался под первую нить основы поверх второй, под третью — поверх четвертой, и так далее.
Дорожки чаще ткали на двух нитях, но бытовали и трех-, и четырехнитовые варианты. В основу брали толстые прочные нити — хлопчатобумажные, льняные, конопляные. Для тканья половиков существовали специальные берда с крупными зубьями — «восьмерики», «девятерики». Нити основы в них распределялись с небольшой плотностью, так называемая «однозубица».
Искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.