При этом данный лозунг вовсе не является фарсом: обломок древнейшей на планете лыжи обнаружен археологами в Республике Коми, при раскопках легендарного Висского торфяника. Лыжи того времени хотя и имели несколько иную, отличную от нынешних конструкцию, но тем не менее, ясно указывали на то, что уже 8 тысяч лет назад в эпоху мезолита люди на этой территории успешно охотились в зимнее время (наряду с лыжами в том же торфянике были найдены мощные охотничьи луки и простейшие нарты).
Словом, охотничьим промыслом в этих местах занимались очень давно, эффективно и вероятно большей частью — в зимнее время, когда лыжи, наряду с ручными охотничьими нартами были незаменимы. Спустя несколько тысячелетий с появлением народа коми ситуация мало чем изменилась: коми-зыряне числились в Московском государстве и затем в России как заправские охотники, ежегодно поставлявшие казне значительные объёмы пушнины, шкур, мяса и дичи. И, как и прежде, без лыж в этом многоснежном суровом крае промышленникам было никак не обойтись.
В зависимости от погодных условий и конкретных задач коми охотники традиционно использовали два вида лыж: лыжи, подбитые камусом (лызь) и лыжи-голицы (лямпа). При этом у разных этнографических групп коми исторически закрепились разные модели тех и других и разные материалы для их изготовления. Так камусные лыжи традиционно изготавливали из ели, иногда — из осины и берёзы. Лямпа — лыжи голицы — делали из ели и сосны.
Наиболее дорогими и востребованными среди промысловиков были лызь: лыжи, подбитые камусом. В отличии от лямпы, которые как правило изготавливались самостоятельно в каждом домашнем хозяйстве, камусные лыжи нередко заказывали профессиональным мастерам, так как процесс их изготовления предполагал наличие некоторых специальных знаний, навыков и инструментов. Конструкция и форма этих лыж в разных районах и у разных групп коми различались. Один из наиболее архаичных и распространённых вариантов коми лызь был описан в середине девятнадцатого века известным путешественником и исследователем Ф. Арсеньевым в его работе «Зыряне и их охотничьи промыслы»: