Половецкая каменная баба — одно из двух изваяний, предположительно приобретенных Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным в 1913–1916 годах вместе с материалами из экспедиции по Северному Причерноморью и предметами из Пантикапея.
В археологической коллекции Дмитрия Геннадьевича есть две половецкие каменные бабы — «мужская» и «женская». В экспозиции представлена полнофигурная сидящая скульптура, определенная ивановским археологом Александром Викторовичем Повелихиным как женская. Сохранность этого предмета неполная, стесаны лицо и верхняя часть тульи шлема, оббиты подбородок и сосуд, присутствуют сколы на правом плече, само изваяние сильно выветрено, из-за чего мелкие детали иконографии не просматриваются. Голова полностью выделена из монолита, шея короткая. На голове можно разглядеть шлем сфероконической формы. Из-под шлема на спину спускаются три косы, на уровне плеч они сходятся в одну, боковые косы выходят из-за ушей. Лицо объемное, овальное. Плечи широкие, покатые, округлые. На груди изваяния видны следы портупейных ремней, соединяющихся поперечным ремешком, идущим подмышки, на пересечении ремней закреплены бляхи. Живот объемный, небольшой, подовальной формы, нижняя часть выступает вперед. Руки полуобъемные, в профиль плечевые части широкие, отделены от живота широкими глубокими выемками. В руках — сосуд, форма которого из-за повреждений не устанавливается. Ноги объемные, согнуты в коленях. На бедрах — поножи. Стопы упираются в подножку подпрямоугольной формы. На уровне лопаток изображены пересекающиеся портупейные ремни, на месте пересечения закреплена круглая бляха. Скульптура отделена от постамента фигурной выемкой, показывающей линию ягодиц. Боковые и тыльная стороны статуи подтесаны и выровнены. Постамент подтрапециевидной формы.
В конце XII века происходит заметное упрощение в изготовлении статуй. В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почет половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.