В середине ХI в. к русским границам в Подонье и Приазовье на смену печенегам двинулись половцы. Их первое появление у рубежей древнерусского государства относится к 1055 г. Ослабленная усобицами Русь не могла оказать должного сопротивления. «Города опустели, в селах пылают церкви, домы, житницы и гумны. Жители издыхают под острием меча, или трепещут, ожидая смерти. Пленники, заключенные в узы, идут наги и босы в отдаленную страну варваров, сказывая друг другу со слезами: «Я из такого-то города русского, я из такой-то веси! Не видим на лугах своих ни стад, ни коней; нивы заросли травою, и дикие звери обитают там, где прежде жили христиане», — так Н.М. Карамзин передает летописный рассказ.
В местах своего пребывания половцы оставили тысячи каменных изваяний, так называемых «каменных баб» (этимология слова «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур»). «Каменные бабы» стояли на курганах и возвышенностях, заметных издали участках степи, часто по 1–2, а то и по 5–10 недалеко одна от другой. На Руси их называли истуканами. Эти статуи — памятники сакрального искусства, следы верований и обрядов, связанных с культом предков. Они не были надмогильными памятниками, но стояли на пьедесталах в специальных святилищах, квадратных оградах из камня-плитняка. Рядом совершались жертвоприношения. Как отмечают исследователи, несмотря на каноническую позу (руки у живота держат сосуд) и условность (тяжелый торс, укороченные ноги), статуи отличаются «необычайной тщательностью и искусностью исполнения». Мужские фигуры были при оружии, выполненном рельефом, женские — с ожерельем на шее и шляпой, приподнятой над затылком.
В ХIII в. половцы были покорены монголами. Значительная часть подобных памятников половецкой культуры была уничтожена, их производство прекратилось. В дальнейшем освоение русскими степей привело к распашке курганов. «Каменных баб» разбивали или свозили для крестьянских хозяйственных нужд, использовали как межевые знаки, ими украшали помещичьи парки, городские бульвары.
В наше время из десятков тысяч древних изваяний до нас дошло около полутора тысяч. «Каменная баба», представленная в экспозиции Курского областного краеведческого музея, была подарена при его создании г-ном Кернером из местечка Гуляй-Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне — Днипровская область, Украина).
В местах своего пребывания половцы оставили тысячи каменных изваяний, так называемых «каменных баб» (этимология слова «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур»). «Каменные бабы» стояли на курганах и возвышенностях, заметных издали участках степи, часто по 1–2, а то и по 5–10 недалеко одна от другой. На Руси их называли истуканами. Эти статуи — памятники сакрального искусства, следы верований и обрядов, связанных с культом предков. Они не были надмогильными памятниками, но стояли на пьедесталах в специальных святилищах, квадратных оградах из камня-плитняка. Рядом совершались жертвоприношения. Как отмечают исследователи, несмотря на каноническую позу (руки у живота держат сосуд) и условность (тяжелый торс, укороченные ноги), статуи отличаются «необычайной тщательностью и искусностью исполнения». Мужские фигуры были при оружии, выполненном рельефом, женские — с ожерельем на шее и шляпой, приподнятой над затылком.
В ХIII в. половцы были покорены монголами. Значительная часть подобных памятников половецкой культуры была уничтожена, их производство прекратилось. В дальнейшем освоение русскими степей привело к распашке курганов. «Каменных баб» разбивали или свозили для крестьянских хозяйственных нужд, использовали как межевые знаки, ими украшали помещичьи парки, городские бульвары.
В наше время из десятков тысяч древних изваяний до нас дошло около полутора тысяч. «Каменная баба», представленная в экспозиции Курского областного краеведческого музея, была подарена при его создании г-ном Кернером из местечка Гуляй-Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне — Днипровская область, Украина).