Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Красота и польза»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Полотенце обрядовое

Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
210x35 см
Техника
домотканое полотно, ситец, кружево, вышивка, плетение на коклюшках
Коллекция
Музей тверского быта
0
Открыть в приложении
#2
Полотенце — самый распространённый тип орнаментированного изделия в быту русского крестьянина. Применение его не ограничивалось исключительно утилитарными целями. Кроме утиральников, предназначенных непосредственно для удаления лишней влаги после умывания, существовало несколько групп обрядовых полотенец. Вышитыми рушниками украшали окна в избе, зеркала, иконы в красном углу. Обилие полотенец в доме свидетельствовало о достатке семьи, прилежании, трудолюбии и искусности в рукоделии хозяйки. Ни одно важное событие в жизни русского человека не обходилось без полотенца. Рождение, крестины, сватовство, свадьба, встреча гостей, похороны — для каждого случая в доме были особенные полотенца. В украшении таких ритуальных полотенец отразилась богатая народная фантазия, тонкий вкус и высокое профессиональное мастерство русских крестьянок.
#4

Тверские полотенца 

#5
Тверские вышитые полотенца свидетельствуют о сохранении архаичных образов и мотивов — солнца, птицы, женской фигуры, коня, дерева, ладьи. По древней традиции такие узоры выполнялись строго одноцветно-белыми или красными нитками на контрастном белом или красном фоне. Наиболее распространённые техники крестьянской вышивки: «плотный настил», косая «штопка», «стлань», «роспись», «крест», «счётная гладь», «косая стёжка», «тамбур» и др. 

Ярусность композиции составляла ещё одну особенность тверских полотенец: полосы, расшитые ритмически повторяющимися фигурами, чередовались с полосками цветной ткани, лент, плетёного кружева. Такая многорядность придавала особую красочность и нарядность праздничным полотенцам.
#6

Обрядовые полотенца

#7
Первой пелёнкой для новорожденного зачастую служил специальный рушник, который девушка готовила ещё до свадьбы. При рождении повитуха принимала младенца на полотенце, затем его вешали над люлькой для защиты от сглаза и порчи. Для крестин готовили два полотенца: в одно заворачивали ребёнка после погружения в купель, а другое оставляли в церкви как пожертвование. Первое полотенце хранили всю жизнь, поскольку на нём оставались следы святой воды и мира после помазания. В случае тяжёлой болезни ребёнка заворачивали в крестильное полотенце, надеясь на скорое исцеление.

Девушка, приступая к приготовлению своего приданого, в первую очередь должна была вышить как можно больше полотенец — до 30–40 штук. Часть из них она подарила гостям на свадьбе, другую часть — оставила на будущую замужнюю жизнь для бытового использования. В Ржевском уезде во время обряда одаривания родственников жениха дружка приговаривал: 
#9
Наша молодая не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, дары нашила и вас дарила, и вам низко кланяется.
#8
Полотенце, повязанное через правое плечо, было отличительным знаком дружки на свадьбе. На венчании в храме жених и невеста стояли на специальном полотенце. У тверских карел существовал обычай покрывания головы невесты вышитым полотенцем для защиты от сглаза.

Древние дохристианские ритуалы сохранялись в русской традиционной культуре вплоть до конца XIX века. Так, в гроб к покойнице клали вотивный набор предметов и орудий труда: гребень, веретено с пряжей, нитки, иголку, полотенце. Таким образом подчёркивалась незавершённость земной жизни и её продолжение в «ином» мире. Полотенца, на которых опускали гроб в могилу, разрывали на части и отдавали участникам похоронной процессии «на помин души». Во время эпидемии и эпизоотий все женщины села совместными усилиями изготавливали особое полотенце, под которым пропускали скот или людей, а затем сжигали его.
читать дальшескрыть

Полотенце обрядовое

Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
210x35 см
Техника
домотканое полотно, ситец, кружево, вышивка, плетение на коклюшках
Коллекция
Музей тверского быта
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%