Полотенце — самый распространённый тип орнаментированного изделия в быту русского крестьянина. Применение его не ограничивалось исключительно утилитарными целями. Кроме утиральников, предназначенных непосредственно для удаления лишней влаги после умывания, существовало несколько групп обрядовых полотенец. Вышитыми рушниками украшали окна в избе, зеркала, иконы в красном углу. Обилие полотенец в доме свидетельствовало о достатке семьи, прилежании, трудолюбии и искусности в рукоделии хозяйки. Ни одно важное событие в жизни русского человека не обходилось без полотенца. Рождение, крестины, сватовство, свадьба, встреча гостей, похороны — для каждого случая в доме были особенные полотенца. В украшении таких ритуальных полотенец отразилась богатая народная фантазия, тонкий вкус и высокое профессиональное мастерство русских крестьянок.
Полотенце обрядовое
Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
210x35 см
Техника
домотканое полотно, ситец, кружево, вышивка, плетение на коклюшках
Коллекция
Музей тверского быта
Выставка
0
Открыть в приложении#2
#4
Тверские полотенца
#5
Тверские вышитые полотенца свидетельствуют о сохранении архаичных образов и мотивов — солнца, птицы, женской фигуры, коня, дерева, ладьи. По древней традиции такие узоры выполнялись строго одноцветно-белыми или красными нитками на контрастном белом или красном фоне. Наиболее распространённые техники крестьянской вышивки: «плотный настил», косая «штопка», «стлань», «роспись», «крест», «счётная гладь», «косая стёжка», «тамбур» и др.
Ярусность композиции составляла ещё одну особенность тверских полотенец: полосы, расшитые ритмически повторяющимися фигурами, чередовались с полосками цветной ткани, лент, плетёного кружева. Такая многорядность придавала особую красочность и нарядность праздничным полотенцам.
#6
Обрядовые полотенца
#7
Первой пелёнкой для новорожденного зачастую служил специальный рушник, который девушка готовила ещё до свадьбы. При рождении повитуха принимала младенца на полотенце, затем его вешали над люлькой для защиты от сглаза и порчи. Для крестин готовили два полотенца: в одно заворачивали ребёнка после погружения в купель, а другое оставляли в церкви как пожертвование. Первое полотенце хранили всю жизнь, поскольку на нём оставались следы святой воды и мира после помазания. В случае тяжёлой болезни ребёнка заворачивали в крестильное полотенце, надеясь на скорое исцеление.
Девушка, приступая к приготовлению своего приданого, в первую очередь должна была вышить как можно больше полотенец — до 30–40 штук. Часть из них она подарила гостям на свадьбе, другую часть — оставила на будущую замужнюю жизнь для бытового использования. В Ржевском уезде во время обряда одаривания родственников жениха дружка приговаривал:
Девушка, приступая к приготовлению своего приданого, в первую очередь должна была вышить как можно больше полотенец — до 30–40 штук. Часть из них она подарила гостям на свадьбе, другую часть — оставила на будущую замужнюю жизнь для бытового использования. В Ржевском уезде во время обряда одаривания родственников жениха дружка приговаривал:
#9
Наша молодая не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, дары нашила и вас дарила, и вам низко кланяется.
#8
Полотенце, повязанное через правое плечо, было отличительным знаком дружки на свадьбе. На венчании в храме жених и невеста стояли на специальном полотенце. У тверских карел существовал обычай покрывания головы невесты вышитым полотенцем для защиты от сглаза.
Древние дохристианские ритуалы сохранялись в русской традиционной культуре вплоть до конца XIX века. Так, в гроб к покойнице клали вотивный набор предметов и орудий труда: гребень, веретено с пряжей, нитки, иголку, полотенце. Таким образом подчёркивалась незавершённость земной жизни и её продолжение в «ином» мире. Полотенца, на которых опускали гроб в могилу, разрывали на части и отдавали участникам похоронной процессии «на помин души». Во время эпидемии и эпизоотий все женщины села совместными усилиями изготавливали особое полотенце, под которым пропускали скот или людей, а затем сжигали его.
Древние дохристианские ритуалы сохранялись в русской традиционной культуре вплоть до конца XIX века. Так, в гроб к покойнице клали вотивный набор предметов и орудий труда: гребень, веретено с пряжей, нитки, иголку, полотенце. Таким образом подчёркивалась незавершённость земной жизни и её продолжение в «ином» мире. Полотенца, на которых опускали гроб в могилу, разрывали на части и отдавали участникам похоронной процессии «на помин души». Во время эпидемии и эпизоотий все женщины села совместными усилиями изготавливали особое полотенце, под которым пропускали скот или людей, а затем сжигали его.
читать дальшескрыть
Полотенце обрядовое
Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
210x35 см
Техника
домотканое полотно, ситец, кружево, вышивка, плетение на коклюшках
Коллекция
Музей тверского быта
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться