Полотенце головное (чалма) — важный атрибут головного убора, который выполнял охранительную и декоративную функцию и нес информацию о социальном статусе и возрасте женщины. В приданом невесты число головных полотенец доходило до 19, в некоторых случаях их могло быть больше. Готовили приданое сами девушки, начиная с юного возраста.
Основа полотенца — белое полотно, концы выполнены в технике узорного ткачества. На многих головных полотенцах можно было увидеть кисточку из ярких нитей и ткани (чук), которая пришивалась, когда узор был скопирован другой мастерицей, чтобы не сглазить мастерство ткачихи — автора узора.
Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто «умел снять образ с пролетающей птицы», шла далеко за пределы своего села или деревни. Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями родню жениха.
В домашних условиях использовали растительные красители для окрашивания нитей, они были характерны для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для красного цвета повсеместно употребляли растения марену или подмаренник. Для синей краски использовали кузнечную окалину железа. Черный цвет получался от прибавления в железный окал ольховой коры. Основным способом окрашивания было квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов. Нитки квасили, сушили, а затем кипятили отдельно, уже в одном растворе краски. Применяли также метод двойного окрашивания.
Узоры на концах головных полотенец выполняли функцию оберега. Они представляли собой широкие полосы, отделённые друг от друга узкой полосой узорного ткачества. Рисунок отражал представление удмуртов об устройстве мира: мир верхний — Божий, мир земной и мир подземный — потусторонний.
Женщины носили головное полотенце до 60-х годов XX века. Его надевали на голову, концы полотенца закрывали спину. Замужние женщины говорили, что без головного полотенца спина «остается без защиты» (тыбыр гольык кыле кадь, тыбыр кер потэ — дословный перевод: спина как бы остается голой, спина стесняется). Женщина носила головное полотенце практически всю свою жизнь. Надевали его невесте в доме жениха, а снимали после того, как она выходила из возраста деторождения. После обряда снимания чалмы она могла носить только пельшет — скромное по оформлению полотенце без использования нитей яркого цвета.
Основа полотенца — белое полотно, концы выполнены в технике узорного ткачества. На многих головных полотенцах можно было увидеть кисточку из ярких нитей и ткани (чук), которая пришивалась, когда узор был скопирован другой мастерицей, чтобы не сглазить мастерство ткачихи — автора узора.
Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто «умел снять образ с пролетающей птицы», шла далеко за пределы своего села или деревни. Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями родню жениха.
В домашних условиях использовали растительные красители для окрашивания нитей, они были характерны для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для красного цвета повсеместно употребляли растения марену или подмаренник. Для синей краски использовали кузнечную окалину железа. Черный цвет получался от прибавления в железный окал ольховой коры. Основным способом окрашивания было квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов. Нитки квасили, сушили, а затем кипятили отдельно, уже в одном растворе краски. Применяли также метод двойного окрашивания.
Узоры на концах головных полотенец выполняли функцию оберега. Они представляли собой широкие полосы, отделённые друг от друга узкой полосой узорного ткачества. Рисунок отражал представление удмуртов об устройстве мира: мир верхний — Божий, мир земной и мир подземный — потусторонний.
Женщины носили головное полотенце до 60-х годов XX века. Его надевали на голову, концы полотенца закрывали спину. Замужние женщины говорили, что без головного полотенца спина «остается без защиты» (тыбыр гольык кыле кадь, тыбыр кер потэ — дословный перевод: спина как бы остается голой, спина стесняется). Женщина носила головное полотенце практически всю свою жизнь. Надевали его невесте в доме жениха, а снимали после того, как она выходила из возраста деторождения. После обряда снимания чалмы она могла носить только пельшет — скромное по оформлению полотенце без использования нитей яркого цвета.