Домотканое полотенце привезли из этнографической экспедиции 1994 года. Его музею подарила Феоктиста Петрова (Никулина) — старожилка села Ярского Томской области, руководительница Ярского народного хора.
Полотенце изготовили в конце ХIХ — начале ХХ века на ручном ткацком станке, кроснах. Узкий холст соткали на старинных бердах — специальной дощечке станка со множеством продольных зубцов. Обычно холсты, которые на них ткали, были длинными — около трех метров. Однако полотенце из музейной коллекции укоротили: удалили часть полотна по центру.
После того как полотенце было готово, его обычно отбеливали. Для этого сотканное изделие кипятили в растворе золы, несколько раз прополаскивали и расстилали на снегу. После этого лен становился белоснежным и мягким.
Часто подобные изделия украшали вышивкой. На полотенце из музейной коллекции мастерица вышила растительный орнамент. Он состоит из горизонтальной извилистой ветви, от которой в стороны отходят листья, бутоны и цветы, напоминающие лилии. Вышивка нанесена мелким крестиком по канве, хлопчатобумажными нитками красного и черного цвета.
Черно-красный орнамент, вышитый по белому фону, был характерным для северорусских традиций. На территории Сибири он стал популярен благодаря первопоселенцам.
Мастерица украсила концы полотенца кружевами. Геометрический орнамент с круглой каймой по краям — фестонами — она связала крючком из льняных ниток. Вязание кружев заменило старинный способ отделки концов полотенца длинными кистями. Их делали из нитей полотна, а в верхней части переплетали в виде сеточки. По поверьям, полотенца защищали домочадцев от дурного влияния. Сглаз или порчу можно было «смыть», отерев ими лицо, а все негативное утекало по этим кистям и покидало дом.
Домотканые полотенца часто использовали в русском быту, их до сих пор считают символом традиционной русской культуры. Каждая девушка готовила себе в приданое — ткала, вышивала и складывала в сундук — несколько десятков полотенец. Во время свадьбы их развешивали по стенам в горнице, чтобы показать ее мастерство. Невеста дарила изделия свекрови и другим родственникам мужа, повязывала на грудь распорядителю свадьбы — дружке. Хлебом и солью на вышитом полотенце встречали почетных гостей.
Полотенце изготовили в конце ХIХ — начале ХХ века на ручном ткацком станке, кроснах. Узкий холст соткали на старинных бердах — специальной дощечке станка со множеством продольных зубцов. Обычно холсты, которые на них ткали, были длинными — около трех метров. Однако полотенце из музейной коллекции укоротили: удалили часть полотна по центру.
После того как полотенце было готово, его обычно отбеливали. Для этого сотканное изделие кипятили в растворе золы, несколько раз прополаскивали и расстилали на снегу. После этого лен становился белоснежным и мягким.
Часто подобные изделия украшали вышивкой. На полотенце из музейной коллекции мастерица вышила растительный орнамент. Он состоит из горизонтальной извилистой ветви, от которой в стороны отходят листья, бутоны и цветы, напоминающие лилии. Вышивка нанесена мелким крестиком по канве, хлопчатобумажными нитками красного и черного цвета.
Черно-красный орнамент, вышитый по белому фону, был характерным для северорусских традиций. На территории Сибири он стал популярен благодаря первопоселенцам.
Мастерица украсила концы полотенца кружевами. Геометрический орнамент с круглой каймой по краям — фестонами — она связала крючком из льняных ниток. Вязание кружев заменило старинный способ отделки концов полотенца длинными кистями. Их делали из нитей полотна, а в верхней части переплетали в виде сеточки. По поверьям, полотенца защищали домочадцев от дурного влияния. Сглаз или порчу можно было «смыть», отерев ими лицо, а все негативное утекало по этим кистям и покидало дом.
Домотканые полотенца часто использовали в русском быту, их до сих пор считают символом традиционной русской культуры. Каждая девушка готовила себе в приданое — ткала, вышивала и складывала в сундук — несколько десятков полотенец. Во время свадьбы их развешивали по стенам в горнице, чтобы показать ее мастерство. Невеста дарила изделия свекрови и другим родственникам мужа, повязывала на грудь распорядителю свадьбы — дружке. Хлебом и солью на вышитом полотенце встречали почетных гостей.