Полог — это большая занавеска из ткани, которая крепится над кроватью. В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлен удмуртский полог — «ын», изготовленный на рубеже XIX–ХХ веков. Полог приносила в дом невеста и развешивала над кроватью новой молодой семьи. Под ним спали дома, его брали с собой в поле во время летних работ. Полог защищал спальное место от света, пыли и насекомых, но это было не единственное его назначение.
Простой бытовой предмет раскрывает особенности удмуртской обрядности. В сложных природно-климатических условиях можно было выжить только вместе, постоянно помогая друг другу. Отсюда традиционная общинность и соборность удмуртов, которая особенно явно отражается в национальном обычае — веме, что означает помощь. Для особо трудных работ глава семьи объявлял веме, призывая на помощь всех знакомых и родственников. При веме соблюдалось строгое разделение труда. Мужчины выполняли тяжелые физические работы, а женщины коллективно трепали лен или коноплю, пряли, мыли пряжу, вышивали.
Один из самых интересных веме — это обряд «ын вурон», что переводится как шитье полога. Когда удмуртская девушка готовилась к свадьбе, она приглашала подружек и родственниц, чтобы шить полог, который у удмуртов был обязательной частью приданого. Несмотря на название обряда, шили не только полог, но и одежду — рубашку для жениха и кафтаны для невесты. У полога из коллекции Глазовского краеведческого музея верх и три боковые стороны сшиты из простого холста, а лицевая сторона — из особого белого холста, который мастерицы ткали в несколько переборов.
Подруги невесты пришивали к пологу цветную тесьму, лоскутки, бусинки и серебряные монеты, приговаривая пожелания будущей семейной паре. Готовый полог вывешивали посреди двора, а старшие представители рода благословляли сваренную кашу и клали на полог деньги. В это время под полог садились мальчики и девочки, им давали кашу и монетки. Таким образом будущей семье желали иметь много детей. Полог был оберегом и талисманом молодой пары.
Простой бытовой предмет раскрывает особенности удмуртской обрядности. В сложных природно-климатических условиях можно было выжить только вместе, постоянно помогая друг другу. Отсюда традиционная общинность и соборность удмуртов, которая особенно явно отражается в национальном обычае — веме, что означает помощь. Для особо трудных работ глава семьи объявлял веме, призывая на помощь всех знакомых и родственников. При веме соблюдалось строгое разделение труда. Мужчины выполняли тяжелые физические работы, а женщины коллективно трепали лен или коноплю, пряли, мыли пряжу, вышивали.
Один из самых интересных веме — это обряд «ын вурон», что переводится как шитье полога. Когда удмуртская девушка готовилась к свадьбе, она приглашала подружек и родственниц, чтобы шить полог, который у удмуртов был обязательной частью приданого. Несмотря на название обряда, шили не только полог, но и одежду — рубашку для жениха и кафтаны для невесты. У полога из коллекции Глазовского краеведческого музея верх и три боковые стороны сшиты из простого холста, а лицевая сторона — из особого белого холста, который мастерицы ткали в несколько переборов.
Подруги невесты пришивали к пологу цветную тесьму, лоскутки, бусинки и серебряные монеты, приговаривая пожелания будущей семейной паре. Готовый полог вывешивали посреди двора, а старшие представители рода благословляли сваренную кашу и клали на полог деньги. В это время под полог садились мальчики и девочки, им давали кашу и монетки. Таким образом будущей семье желали иметь много детей. Полог был оберегом и талисманом молодой пары.