Керосиновая лампа — это светильник, который работает за счет сгорания керосина. С 1860 по 1920 годы она была главным источником освещения в домах Европы. До керосиновой лампы пользовались масляной, которую наполняли твердым или жидким маслом. Лампада известна со времен палеолита, но была небезопасна, горела тускло и сильно коптила. Сегодня масляные светильники используют для церковных богослужений и ритуалов.
Керосиновая лампа появилась в эпоху технического прогресса и активной переработки нефти. Яркость керосиновой лампы зависела от длины фитиля, которая измерялась старинной русской и английской единицей — линией. Первые керосиновые лампы светили, как десять восковых свечей, а более совершенные — как электрические лампочки в 300 Вт. Огонь закрывали прозрачным стеклом, оставляя сверху отверстие для тяги. Пламя регулировали с помощью специального колесика сбоку лампы, которое выпускало или сокращало фитиль.
Керосиновые лампы чаще имели утилитарный вид, но бывали и произведениями декоративно-прикладного искусства. Стекло расписывали ярким узором или накрывали керамическим абажуром в виде цветка, дома или животного. Светильник из коллекции Глазовского краеведческого музея сделан в виде головы Кобольда, персонажа английской, немецкой и скандинавской мифологии. Кобольд — это домовой, подземный дух, родственник эльфа и гоблина. Его имя переводится как «владыка помещения», он добродушен, но любит подшутить над людьми. Чаще всего Кобольда изображают карликом с острыми ушами, но он может принимать разные обличия, одно из которых — пламя.
Керосиновая лампа появилась в эпоху технического прогресса и активной переработки нефти. Яркость керосиновой лампы зависела от длины фитиля, которая измерялась старинной русской и английской единицей — линией. Первые керосиновые лампы светили, как десять восковых свечей, а более совершенные — как электрические лампочки в 300 Вт. Огонь закрывали прозрачным стеклом, оставляя сверху отверстие для тяги. Пламя регулировали с помощью специального колесика сбоку лампы, которое выпускало или сокращало фитиль.
Керосиновые лампы чаще имели утилитарный вид, но бывали и произведениями декоративно-прикладного искусства. Стекло расписывали ярким узором или накрывали керамическим абажуром в виде цветка, дома или животного. Светильник из коллекции Глазовского краеведческого музея сделан в виде головы Кобольда, персонажа английской, немецкой и скандинавской мифологии. Кобольд — это домовой, подземный дух, родственник эльфа и гоблина. Его имя переводится как «владыка помещения», он добродушен, но любит подшутить над людьми. Чаще всего Кобольда изображают карликом с острыми ушами, но он может принимать разные обличия, одно из которых — пламя.
Керосиновая лампа в виде головы Кобольда — это продукт знаменитой немецкой фирмы Hugo Schneider. Изделия мастерских Хуго Шнайдера были запатентованы в России в начале ХХ века как «Б.Ш.Д.» — «Акционерное общество Брюнеръ, Шнайдеръ, Дитмаръ». Эти фабрики специализировались на керосиновых лампах, примусах и горелках. Их эра завершилась с приходом электричества и газа, однако керосиновые приборы до сих пор используют туристы и жители регионов, где бывают перебои со светом.