Основа иконографии «Покров» — «Житие Андрея Юродивого», написанное в конце IX — начале Х века иереем Никифором. Среди прочего в житии передано явление Божией Матери святому Андрею и его ученику Епифанию, случившееся в храме Богородицы во Влахернах. Храм был полон молящихся, во время всенощного бдения святой Андрей и Епифаний увидели Богородицу и сопровождающих Ее Иоанна Предтечу, апостола Иоанна и других святых. Богородица преклонила колени и долго молилась, после чего встала и распростерла над людьми мафорий:
Покров Пресвятой Богородицы
И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь.
Внизу иконы помещен святой Роман Сладкопевец. В левой руке он держит свиток со словами написанного им праздничного песнопения-кондака Рождества Христова:
Дева днесь Пресущественного рождает…
Какое отношение святой Роман имеет к празднику Покрова? Дело в том, что явление Богородицы святому Андрею Юродивому произошло в день чествования Церковью Романа Сладкопевца, который служил во Влахернской церкви и в ней же впервые во время богослужения исполнил свой кондак.
Позади святого Романа помещены служители и певчие храма. Фоном происходящему служит изображение храмового здания, Влахернской церкви, в нем было явление Божией Матери. Мастер снабдил знаменитую константинопольскую церковь типично русскими архитектурными признаками — кокошниками и заостренными сверху куполами.
Из-за преобладания охр темных оттенков икона представляется «темновидной», неяркой, непраздничной, даже мрачноватой. Возможно, такое впечатление усиливается потемневшей олифой. На то, что икона домашняя, указывает ее небольшой размер — 31 сантиметр в высоту.
Вариант иконографии «Покрова» появился во Владимиро-Суздальской земле, возможно, уже в XII веке. В этой же земле, близ Боголюбова, основанного князем Андреем, высится на Нерли древнейший в России Покровский храм. Некоторые исследователи полагают, что праздник Покрова стал отмечаться Церковью по воле горячо почитавшего Богородицу князя.