«Коронование пресвятой Богородицы» — редкий сюжет в русском иконописном искусстве, так как по происхождению он не православный: в библейском тексте не упоминается коронование Божией Матери.
Атрибуты композиции западноевропейские художники позаимствовали из популярного в Средневековье литературного сочинения «Золотая легенда», написанного в XIII веке доминиканским монахом Иаковом Ворагинским. Им были собраны и обработаны достоверные жития святых, а также апокрифы и народные сказания и легенды. Это произведение веками переписывалось от руки, а с возникновением книгопечатания многократно переиздавалось. Также оно было переведено почти на все европейские языки.
Согласно католическому воззрению, коронование Богородицы произошло после Ее успения и вознесения на Небеса. Католики отмечают Коронование как отдельный праздник. В православии такого праздника нет, православные отмечают Успение Богородицы.
«Коронование» проникло в западнорусские земли, веками находившиеся под властью Польши, прежде всего в униатскую (пребывавшую под католическим влиянием, но сохранившую присущие православию церковно-славянский язык при богослужениях и обрядовость) среду, а впоследствии было усвоено православными. Большая часть униатов после возвращения западнорусских земель в состав русского государства на протяжении конца XVIII — середины XIX веков вернулась в традиционное православие, но при этом сохранила многие униатские заимствования из католичества, частью которых было и почитание образа «Коронование пресвятой Богородицы».
Образ — неканонический, потому что Бог Отец изображен старцем. Такое изображение запрещено соборными постановлениями Церкви, так как Бог Отец никогда в таком виде человечеству не являлся.
Сюжет иконы несложный: восседающие на облаках Христос и Бог Отец опускают на голову Девы Марии золотую корону, над ними парит святой Дух в виде голубя. В ранних католических образцах, датируемых XII веком, коронование Богоматери производит один Христос.
Тщательно прописаны лики, изломы складок одеяний. Контрастные светотеневые эффекты в передаче облаков и лучей небесного сияния также служат дополнительной декорацией сцены.