Значительный интерес представляет покров с изображением устроителя Покровского монастыря Святого Паисия Угличского. Покровский монастырь был основан в 1461 году в княжение великого князя Василия Васильевича Тёмного и окончательно устроен святым Паисием при Угличском князе Андрее Васильевиче Большом.
С момента возобновления обитель была наделена особым статусом: помимо того, что современники сразу восприняли обитель как центр религиозной жизни княжества, Покровский монастырь стал воплощением политических амбиций удельного Угличского князя Андрея Большого. Именно по его просьбе глубоко верующий, еще юный, но отличавшийся строгостью жизни и подвигами Паисий, родной племянник и воспитанник преподобного Макария, лучшее духовное чадо его, отправился в Углич, так как был предназначен свыше к великому и славному служению. Впоследствии преподобный Паисий станет духовным отцом и советником Андрея Большого, а в дни опалы со стороны Ивана III выступит единственным ходатаем за своего князя перед великим князем Московским.
Общий строй произведения определяется идеей смирения, святости и беззаветного служения Богу, о чем свидетельствует манера изображения святого — покорного, умиротворенного, стоящего в молитвенной позе. Датированный второй половиной XVII века, покров выполнен в лучших традициях предыдущего столетия. Основная выразительность в этом произведении все еще достигается локальными цветами разноцветного шелка. Изображение святого строго канонично. Монументально трактованная фигура с несколько удлиненными пропорциями описана широкими плавными линиями. Несоизмеримо маленькие ноги, едва касающиеся земли и практически полностью скрытые одеждами, придают крупной фигуре определенную легкость. Фоном служит зеленоватая шелковая ткань, сплошь зашитая растительным орнаментом в виде вьющихся стеблей и крупных стилизованных листьев пряденым золотом и серебром «на аксамитное дело». Нимб зашит «золотными» нитями.
Выразительный лик святого, высокий лоб, тонко прописанные дуги бровей, крупные глаза с обращенным в небеса взывающим взором — все это демонстрирует принадлежность святого Паисия Угличского к числу великих подвижников и просителей за род человеческий пред лицом Божьим.
С момента возобновления обитель была наделена особым статусом: помимо того, что современники сразу восприняли обитель как центр религиозной жизни княжества, Покровский монастырь стал воплощением политических амбиций удельного Угличского князя Андрея Большого. Именно по его просьбе глубоко верующий, еще юный, но отличавшийся строгостью жизни и подвигами Паисий, родной племянник и воспитанник преподобного Макария, лучшее духовное чадо его, отправился в Углич, так как был предназначен свыше к великому и славному служению. Впоследствии преподобный Паисий станет духовным отцом и советником Андрея Большого, а в дни опалы со стороны Ивана III выступит единственным ходатаем за своего князя перед великим князем Московским.
Общий строй произведения определяется идеей смирения, святости и беззаветного служения Богу, о чем свидетельствует манера изображения святого — покорного, умиротворенного, стоящего в молитвенной позе. Датированный второй половиной XVII века, покров выполнен в лучших традициях предыдущего столетия. Основная выразительность в этом произведении все еще достигается локальными цветами разноцветного шелка. Изображение святого строго канонично. Монументально трактованная фигура с несколько удлиненными пропорциями описана широкими плавными линиями. Несоизмеримо маленькие ноги, едва касающиеся земли и практически полностью скрытые одеждами, придают крупной фигуре определенную легкость. Фоном служит зеленоватая шелковая ткань, сплошь зашитая растительным орнаментом в виде вьющихся стеблей и крупных стилизованных листьев пряденым золотом и серебром «на аксамитное дело». Нимб зашит «золотными» нитями.
Выразительный лик святого, высокий лоб, тонко прописанные дуги бровей, крупные глаза с обращенным в небеса взывающим взором — все это демонстрирует принадлежность святого Паисия Угличского к числу великих подвижников и просителей за род человеческий пред лицом Божьим.