Копия
Оригинал находится в Государственном Русском музее
Средник иконы «Похвала Богоматери» и ее клейма, иллюстрирующие Акафист (церковное песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник), составляют единую тему, связанную общими образами и символами. Вокруг восседающей на троне Марии одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой «приосененной», Иезекииль — с закрытыми вратами, Иеремия — с каменной скрижалью Завета, Иаков — с лествицей, Аарон — с цветущим жезлом, Гедеон — с руном, Моисей — с горящей купиной, Даниил — с горой, Давид — с ковчегом, Исайя — с клещами. Внизу — коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. В изображения всех праобразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой «предуготовленный престол», «храм одушевленный», «чертог бессмертия», «скинию богоукрашенную», «вместилище Бога невместимого». Полуфигура Спаса Эммануила над ней — символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — «посредницы закона благодати… яснейшему исполнению всякого пророчества» — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге. Иконография «Похвалы» сложилась в византийском искусстве. Одним из литературных источников ее могла быть литургическая песнь из канона святого Германа Царьградского (VIII век).
Икона принадлежит кисти московского мастера круга Дионисия. Вскоре после создания, в середине XVI века, она была покрыта серебряным басменным окладом с драгоценным «прикладом», который в середине XVII столетия был заменен серебряным чеканным окладом. Икона располагалась в местном ряду Успенского собора на левой стороне перед северными дверьми вплоть до вывоза ее из монастыря в Центральные государственные реставрационные мастерские в 1924 году, а в 1934 году была передана в Государственный Русский музей. Икона отреставрирована в 1961–1964 годах И. П. Ярославцевым.