Седая легенда гласит, что царь богов Зевс обратился в быка, усадил к себе на спину прекрасную финикийскую царевну Европу и уплыл с ней через море в Грецию. На этот сюжет написаны знаменитые картины и высечены из камня прекрасные скульптуры. В конце прошлого века Эрнст Неизвестный работал над серией иллюстраций к библейской «Книге Иова» и глубоко погрузился в древние сказания. Параллельно с рисунками свет увидели и скульптуры, объединенные темой «Власть зверя». Все они не воплощают впрямую мифологические сюжеты, но творчески их переосмысливают, раскрывая глубинные пласты.
В одной композиции Неизвестному удалось воплотить несколько разноплановых сюжетов. Внизу чудовищный бычий череп скалит зубы и таращит пустые глазницы. На мощной бычьей шее сидит обнаженная девушка с явными признаками беременности. И действительно, на обратной стороне статуи изваяно разверстое материнское лоно с младенцем в позе распятого Христа.
Сына Зевса и Европы назвали Миносом, он вырос и стал великим царем острова Крит. И снова в историю вмешивается бык, но другой. С ним изменила мужу царица Пасифая и породила чудовище — кровожадного Минотавра. Что за череп с острыми рогами лежит под детскими ножками? Кому он принадлежит? Еще не рожденному Минотавру, полузверю-получеловеку?
Символика творений Эрнста Неизвестного невероятно сложна. Она восходит к древним, уже забытым культам, которые правили человечеством задолго до событий греческих мифов и библейских преданий. Присущая ему архаическая манера исполнения безошибочно узнается даже на расстоянии. Мастер так говорит о своем творчестве: «Я вытек из пермской скульптуры, из скифских баб, из каменной резьбы». Его работы, как современный парафраз мелодии невероятно древнего гимна, воспевающего силу любви, преодолевающей любые преграды и даже саму смерть.
Глубокое переосмысление полузабытых преданий привело скульптора к новому пониманию заложенных в них смыслов. Невинный младенец, соединяющий своим телом прошлое и будущее — явно христианский символ, вторгающийся в сказание, пришедшее к нам чуть ли не из каменного века.
В одной композиции Неизвестному удалось воплотить несколько разноплановых сюжетов. Внизу чудовищный бычий череп скалит зубы и таращит пустые глазницы. На мощной бычьей шее сидит обнаженная девушка с явными признаками беременности. И действительно, на обратной стороне статуи изваяно разверстое материнское лоно с младенцем в позе распятого Христа.
Сына Зевса и Европы назвали Миносом, он вырос и стал великим царем острова Крит. И снова в историю вмешивается бык, но другой. С ним изменила мужу царица Пасифая и породила чудовище — кровожадного Минотавра. Что за череп с острыми рогами лежит под детскими ножками? Кому он принадлежит? Еще не рожденному Минотавру, полузверю-получеловеку?
Символика творений Эрнста Неизвестного невероятно сложна. Она восходит к древним, уже забытым культам, которые правили человечеством задолго до событий греческих мифов и библейских преданий. Присущая ему архаическая манера исполнения безошибочно узнается даже на расстоянии. Мастер так говорит о своем творчестве: «Я вытек из пермской скульптуры, из скифских баб, из каменной резьбы». Его работы, как современный парафраз мелодии невероятно древнего гимна, воспевающего силу любви, преодолевающей любые преграды и даже саму смерть.
Глубокое переосмысление полузабытых преданий привело скульптора к новому пониманию заложенных в них смыслов. Невинный младенец, соединяющий своим телом прошлое и будущее — явно христианский символ, вторгающийся в сказание, пришедшее к нам чуть ли не из каменного века.