Одной из наиболее интересных субмарин начала XIX века была первая в мире цельнометаллическая подводная лодка, построенная в 1834 году в Петербурге на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера, генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера. Подводная лодка Шильдера как по общей схеме, так и в деталях (наблюдательная башенка, перископ, гребни, вентилятор, мина) очень похожа на проект Казимира Черновского, который создал проект своей подводной лодки, будучи политическим узником Шлиссельбурга.
Корпус подводной лодки имел слегка сплющенную с боков продолговатую яйцевидную форму. Лодка была обшита котельным железом, которое прикреплялось к шпангоутам с помощью заклепок. Длина подводной лодки составляла 6 м, ширина — 1,52 м и высота — 1,85 м. Для входа в лодку имелись две рубки около 1 метра высотой. В нижней части корпуса подводной лодки в двух конических выемках на свитых из сыромятной кожи канатах подвешивались грузы, при стравлении которых с помощью лебедки до грунта вес подлодки уменьшался на 1 280 кг, и она неподвижно вставала на якоря. Внутри лодки имелась балластная цистерна, с помощью которой подлодка могла погружаться до 12,2 м. Вода из цистерны удалялась ручным поршневым насосом. Движение осуществлялось четырьмя гребками (веслами-лопатками по принципу утиных лапок) с ручным приводом. На испытаниях скорость лодки не превышала 670 м/ч при расчетной 2,15 км/ч. В носовой части лодки на форштевне укреплялся горизонтальный бушприт (выступающий брус) длиной 2 м и диаметром 12 см, заканчивавшийся гарпуном. На штоке подвешивалась пороховая мина весом 16 кг, провод от нее шел внутрь подводной лодки к гальванической батарее. Кроме того, на бортах были установлены два трехтрубных станка для зажигательных и фугасных ракет Конгрива. Подводная лодка могла вести одиночный и залповый огонь.
Испытания лодки прошли в августе 1834 года, впервые в мире производились пуски пороховых ракет из-под воды. Экипаж подводной лодки состоял из 10 человек во главе с офицером. Первый командир — мичман Н.Р. Жмелёв — был первым офицером-подводником русского флота. Из-за ограниченных ходовых возможностей подводной лодки для ее транспортировки в заданный район Шильдер впервые в мире разработал проект плавучей базы в виде плота, который буксировался вместе с лодкой к месту ее действия.
В 1841 году дальнейшие опыты с подводной лодкой Шильдера были прекращены из-за отсутствия возможностей ее надежного употребления против неприятеля.
Корпус подводной лодки имел слегка сплющенную с боков продолговатую яйцевидную форму. Лодка была обшита котельным железом, которое прикреплялось к шпангоутам с помощью заклепок. Длина подводной лодки составляла 6 м, ширина — 1,52 м и высота — 1,85 м. Для входа в лодку имелись две рубки около 1 метра высотой. В нижней части корпуса подводной лодки в двух конических выемках на свитых из сыромятной кожи канатах подвешивались грузы, при стравлении которых с помощью лебедки до грунта вес подлодки уменьшался на 1 280 кг, и она неподвижно вставала на якоря. Внутри лодки имелась балластная цистерна, с помощью которой подлодка могла погружаться до 12,2 м. Вода из цистерны удалялась ручным поршневым насосом. Движение осуществлялось четырьмя гребками (веслами-лопатками по принципу утиных лапок) с ручным приводом. На испытаниях скорость лодки не превышала 670 м/ч при расчетной 2,15 км/ч. В носовой части лодки на форштевне укреплялся горизонтальный бушприт (выступающий брус) длиной 2 м и диаметром 12 см, заканчивавшийся гарпуном. На штоке подвешивалась пороховая мина весом 16 кг, провод от нее шел внутрь подводной лодки к гальванической батарее. Кроме того, на бортах были установлены два трехтрубных станка для зажигательных и фугасных ракет Конгрива. Подводная лодка могла вести одиночный и залповый огонь.
Испытания лодки прошли в августе 1834 года, впервые в мире производились пуски пороховых ракет из-под воды. Экипаж подводной лодки состоял из 10 человек во главе с офицером. Первый командир — мичман Н.Р. Жмелёв — был первым офицером-подводником русского флота. Из-за ограниченных ходовых возможностей подводной лодки для ее транспортировки в заданный район Шильдер впервые в мире разработал проект плавучей базы в виде плота, который буксировался вместе с лодкой к месту ее действия.
В 1841 году дальнейшие опыты с подводной лодкой Шильдера были прекращены из-за отсутствия возможностей ее надежного употребления против неприятеля.