Карп Андреевич Докучаев-Басков (1849–1916 годы), выходец из каргопольских крестьян, с юности интересовался историей родного края, в особенности монастырей и пустыней.
В 1873 году он получил право быть народным учителем; следующий год с благословения игУмен посвятил разбору архивов Спасо-Каргопольского монастыря. С 1875 по 1878 год преподавал в земском одноклассном училище, продолжая работать в церковных архивах Олонецкой губернии за XVI–XVIII века.
Результатом этих изысканий стало около 40 историко-краеведческих произведений о Чаженском раскольничьем ските, Кенском монастыре и Пахомиевой пустыни, Водлозерской и Благовещенской пустынях и других духовных центрах Каргополья; о странниках-бегунах и подвижниках.
В представленной брошюре Докучаев-Басков изложил историю Успенского девичьего монастыря, начиная с жизни Иоанна Власатого, в иночестве Ионы. По свидетельству автора, в последней четверти XVI столетия Иона поселился на холме неподалеку от Каргополя, где прожил не меньше 20 лет и где был погребен; над могилой Ионы поставили Успенскую церковь.
С именем старца Ионы связывают основание мужской обители. (По ранее бытовавшей версии епископа Амвросия Орнатского, Успенский монастырь появился в XIV веке; Докучаев-Басков опроверг это мнение, сдвинув дату на 1578 год. Того же мнения придерживался Николай Яковлевич Озерецковский.)
В начале 1650-х годов монастырь по указу царя Алексея Михайловича и митрополита Новгородского Никона переформировали в женский.
Главным монастырским зданием в начале XX века была каменная пятиглавая церковь Успения 1747 года постройки. Обитель окружала ограда с надвратной церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1838 год).
На внутренней территории располагались деревянный одноэтажный настоятельский корпус, сад, три каменных и четыре деревянных братских корпуса и восемь деревянных флигелей для монахинь, а также необходимые службы: амбары, погреба, каретники, молочная, баня, прачечная, ледники. За оградой стояла гостиница для паломников, конюшня, пара каретников, баня, гумно, а также находилось монастырское кладбище. Обители принадлежали рыбные тони на Челмогоре, лесные дачи, несколько имений с постройками и мельница, где монашествующие получали муку.
В 1892 году докучаевский труд «Подвижники и монастыри Крайнего Севера» был представлен к соисканию Уваровской премии от Академии наук.