В начале XVI века инок Вассиан Строкинский основал в Каргополе Спасо-Преображенский монастырь, известный как Строкина пустынь. Она славилась своей библиотекой, включавшей богослужебные книги, сочинения византийских богословов, жития и регулярно пополнявшейся за счет вкладов, переписей, покупки и передачи книг из упраздненных приписных обителей. Большую роль в этом сыграл игумен Евфимий, книжник и покровитель старообрядцев.
Известны имена каргопольских писцов, чьи труды пополнили строкинскую библиотеку, — Федот Иванов Прыткой и Василий Иванов Попов.
Известно, что Василий Попов, священник Троицкой церкви, владел собранием печатных и рукописных книг; некоторые переписывал и продавал.
Среди вкладов отца Василия значится Евангелие-тетр, переписанное и отданное монастырю в 1624 году. Согласно монастырской описи 1765 года книга находилась в надвратной церкви во имя Казанской Божьей Матери.
Это Евангелие интересно как образец работы местного писца: «написано крупным полууставом, содержит нераскрашенные заставки старопечатного стиля и четыре миниатюры с изображением евангелистов» (Александр Пигин, Ольга Пригодина, «Библиотека Спасо-Преображенского монастыря», 2020 год). На последних листах имеется подпись «попа Василиа Иванова сына Попова, каргополца».
Нижняя крышка переплета потянута тканью, верхняя представляет собой икону: на фоне архитектурных строений изображено Распятие Христово в окружении предстоящих, по углам, на золотом поле — евангелисты. Вероятно, такая конструкция восходит к византийской традиции: напрестольное Евангелие в ходе службы поднимали лицом к пастве, чтобы верующие могли видеть священное изображение. Подобное оформление известно по псковским памятникам XV–XVI веков и единичным московским XVII века и считается достаточно редким явлением.
Композиция и даже пропорции доски представленного Евангелия почти точно копируют аналогичное издание из собрания коллекционера Николая Петровича Лихачёва (Русский музей), однако манера живописи указывает на работу местных, а не псковских мастеров.
В музей книги «разного содержания, 49 штук» из библиотеки Спасо-Преображенской обители поступили в 1924 году после закрытия монастыря. Соответствующая опись сообщает, помимо рукописного Евангелия Василия Попова, о Евангелиях времен царей Петра и Фёдора Алексеевичей.