Подвеску-медведь обнаружили в 1987 году при осмотре Радонежского городища в отвале могилы в северо-западной части памятника. Эта подвеска относится к финно-угорским древностям — она была частью «шумящего» бронзового украшения. Такие украшения финно-угорские племена считали оберегом: при движении они издавали звон и тем самым изгоняли «злые силы».
Исследователи-археологи отмечают, что бронзолитейное дело древних финно-угров в V–X веках необычно тем, что находилось в руках женщин. Во-первых, именно они носили много «шумящей» бронзы, и им самим приходилось ее для себя делать. Во-вторых, женское бронзолитейное дело развивалось в рамках домашнего хозяйства — плавили и отливали прямо в жилищах, на домашних очагах, где готовили пищу. Здесь же хозяйки лепили и обжигали керамику, в том числе и орудия литейного труда: маленькие ковши для литья — льячки, формы для литья — тигли.
Лучшие украшения изготавливались по методу «восковой модели». Подвеску сначала лепили из воска, затем модель запечатывали в глину, а потом через оставленные отверстия (литники) выжигали его, заливая расплавленной бронзой освобожденную полость. Литьем по «восковой модели» владели женщины вплоть до XI века, что подтверждают многочисленные могильники поволжских финнов-мери, муромы, мари и мордвы. Там встречаются погребения женщин-литейщиц с тиглями, льячками и литейными формами.
Изображения медведей встречались в искусстве разных регионов России. В Приуралье, например, медведей рисовали еще в каменном веке. Тогда же сложилась композиция: шкура медведя с нанесенными солярными знаками — знаками солнца. Медведя изображали в жертвенной позе: голова животного находилась между передними лапами. Подвеска символизировала медвежью шкуру, лежащую на возвышении, на перемычках между лап прикреплялись колокольчики.
У народов Кольского полуострова бог солнца Пейве разъезжал по небу на этом животном. Солнечная природа медведя подчеркивалась круглыми штампами, расходящимися от середины спины. У этих же народов подвески-медведи могли использовать как часть пронизей, крупных бусин, которые свисали с женского ремня. Считалось, что звон привесок-колокольчиков не только отпугивал злых духов, но и привлекал женихов.
Исследователи-археологи отмечают, что бронзолитейное дело древних финно-угров в V–X веках необычно тем, что находилось в руках женщин. Во-первых, именно они носили много «шумящей» бронзы, и им самим приходилось ее для себя делать. Во-вторых, женское бронзолитейное дело развивалось в рамках домашнего хозяйства — плавили и отливали прямо в жилищах, на домашних очагах, где готовили пищу. Здесь же хозяйки лепили и обжигали керамику, в том числе и орудия литейного труда: маленькие ковши для литья — льячки, формы для литья — тигли.
Лучшие украшения изготавливались по методу «восковой модели». Подвеску сначала лепили из воска, затем модель запечатывали в глину, а потом через оставленные отверстия (литники) выжигали его, заливая расплавленной бронзой освобожденную полость. Литьем по «восковой модели» владели женщины вплоть до XI века, что подтверждают многочисленные могильники поволжских финнов-мери, муромы, мари и мордвы. Там встречаются погребения женщин-литейщиц с тиглями, льячками и литейными формами.
Изображения медведей встречались в искусстве разных регионов России. В Приуралье, например, медведей рисовали еще в каменном веке. Тогда же сложилась композиция: шкура медведя с нанесенными солярными знаками — знаками солнца. Медведя изображали в жертвенной позе: голова животного находилась между передними лапами. Подвеска символизировала медвежью шкуру, лежащую на возвышении, на перемычках между лап прикреплялись колокольчики.
У народов Кольского полуострова бог солнца Пейве разъезжал по небу на этом животном. Солнечная природа медведя подчеркивалась круглыми штампами, расходящимися от середины спины. У этих же народов подвески-медведи могли использовать как часть пронизей, крупных бусин, которые свисали с женского ремня. Считалось, что звон привесок-колокольчиков не только отпугивал злых духов, но и привлекал женихов.