Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Эрмитаж русской культуры»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Подвеска-медведь

Время создания
VII–VIII век нашей эры
Размер
2,8x4,5x1,5 см
Техника
бронза; литье, пайка, гравировка
1
Открыть в приложении
#1
Подвеска-медведь
#2
Подвеску-медведь обнаружили в 1987 году при осмотре Радонежского городища в отвале могилы в северо-западной части памятника. Эта подвеска относится к финно-угорским древностям — она была частью «шумящего» бронзового украшения. Такие украшения финно-угорские племена считали оберегом: при движении они издавали звон и тем самым изгоняли «злые силы».
 
Исследователи-археологи отмечают, что бронзолитейное дело древних финно-угров в V–X веках необычно тем, что находилось в руках женщин. Во-первых, именно они носили много «шумящей» бронзы, и им самим приходилось ее для себя делать. Во-вторых, женское бронзолитейное дело развивалось в рамках домашнего хозяйства — плавили и отливали прямо в жилищах, на домашних очагах, где готовили пищу. Здесь же хозяйки лепили и обжигали керамику, в том числе и орудия литейного труда: маленькие ковши для литья — льячки, формы для литья — тигли.

Лучшие украшения изготавливались по методу «восковой модели». Подвеску сначала лепили из воска, затем модель запечатывали в глину, а потом через оставленные отверстия (литники) выжигали его, заливая расплавленной бронзой освобожденную полость. Литьем по «восковой модели» владели женщины вплоть до XI века, что подтверждают многочисленные могильники поволжских финнов-мери, муромы, мари и мордвы. Там встречаются погребения женщин-литейщиц с тиглями, льячками и литейными формами.

Изображения медведей встречались в искусстве разных регионов России. В Приуралье, например, медведей рисовали еще в каменном веке. Тогда же сложилась композиция: шкура медведя с нанесенными солярными знаками — знаками солнца. Медведя изображали в жертвенной позе: голова животного находилась между передними лапами. Подвеска символизировала медвежью шкуру, лежащую на возвышении, на перемычках между лап прикреплялись колокольчики.

У народов Кольского полуострова бог солнца Пейве разъезжал по небу на этом животном. Солнечная природа медведя подчеркивалась круглыми штампами, расходящимися от середины спины. У этих же народов подвески-медведи могли использовать как часть пронизей, крупных бусин, которые свисали с женского ремня. Считалось, что звон привесок-колокольчиков не только отпугивал злых духов, но и привлекал женихов.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Подвеска-медведь

Время создания
VII–VIII век нашей эры
Размер
2,8x4,5x1,5 см
Техника
бронза; литье, пайка, гравировка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%