Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры относится к числу редких произведений народного художественного промысла росписи по металлу в подмосковной деревне Жостово. Его ценность определяется необычностью сюжета, высоким художественным уровнем исполнения и наличием подписи, оставленной мастером: «А. Вишняков. 1901 г.». Это было нехарактерным явлением в искусстве Жостова того времени.
Автор этого произведения — художник Александр Вишняков, больше известный под своим монашеским именем Аффоний. Он был последним представителем рода крестьянских живописцев и организаторов подносного производства в деревне Жостово.
В 1892 году Вишняков стал послушником, а затем монахом знаменитого монастыря. Но даже в годы монашества он продолжал изготавливать подносы. В экспозиции представлен образец, сохранившийся в Троице-Сергиевой лавре. На нем изображен один из самых красивых видов на монастырь: с юго-восточной стороны, с Блинной горы Сергиевского Посада. Облик монастыря здесь воспринимается как образ идеального мира. Его красота и внутренняя гармония подчеркивается полосой безоблачного неба, проработанного тонкими лессировками — полупрозрачными мазками, а также правильными формами деревьев и фигурами стаффажа. Стаффажем называют второстепенные элементы композиции, оживляющие пейзаж: на подносе это фигурки гуляющих по дороге людей. Условность и статичность композиции, яркий колорит указывают на народный характер росписи.
После революции, когда Троице-Сергиев монастырь национализировали и закрыли, Аффоний Вишняков навсегда остался в Сергиеве (с 1930 года этот город начал носить название Загорска). Вишняков стал организатором производства лаковых изделий из папье-маше и дерева: делал коробочки, пудреницы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей и другие предметы, украшая их безупречно написанными, наполненными жизнью натюрмортами и условно решенными пейзажами. Сегодня в собраниях крупнейших музеев страны хранятся произведения Александра Вишнякова 1920–1930-х годов. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры — единственное известное раннее произведение мастера.
Автор этого произведения — художник Александр Вишняков, больше известный под своим монашеским именем Аффоний. Он был последним представителем рода крестьянских живописцев и организаторов подносного производства в деревне Жостово.
В 1892 году Вишняков стал послушником, а затем монахом знаменитого монастыря. Но даже в годы монашества он продолжал изготавливать подносы. В экспозиции представлен образец, сохранившийся в Троице-Сергиевой лавре. На нем изображен один из самых красивых видов на монастырь: с юго-восточной стороны, с Блинной горы Сергиевского Посада. Облик монастыря здесь воспринимается как образ идеального мира. Его красота и внутренняя гармония подчеркивается полосой безоблачного неба, проработанного тонкими лессировками — полупрозрачными мазками, а также правильными формами деревьев и фигурами стаффажа. Стаффажем называют второстепенные элементы композиции, оживляющие пейзаж: на подносе это фигурки гуляющих по дороге людей. Условность и статичность композиции, яркий колорит указывают на народный характер росписи.
После революции, когда Троице-Сергиев монастырь национализировали и закрыли, Аффоний Вишняков навсегда остался в Сергиеве (с 1930 года этот город начал носить название Загорска). Вишняков стал организатором производства лаковых изделий из папье-маше и дерева: делал коробочки, пудреницы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей и другие предметы, украшая их безупречно написанными, наполненными жизнью натюрмортами и условно решенными пейзажами. Сегодня в собраниях крупнейших музеев страны хранятся произведения Александра Вишнякова 1920–1930-х годов. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры — единственное известное раннее произведение мастера.