Бронзовые парные подсвечники с дельфинами украшают камин в Общественной приемной музея.
Подсвечники — это декоративные подставки под свечи. Несколько столетий назад именно свечи были основным источником освещения помещения, соответственно, подсвечники были практически в каждом доме. Они позволяли надежно фиксировать горящую свечу и переносить ее с одного места на другое. Согласно историческим данным, первые подсвечники появились в Древнем Египте и культуре этрусков. Для изготовления первых подсвечников использовался тростник, глина и дерево, то есть подручное сырье.
Декоративную функцию подсвечники приобрели в эпоху Возрождения. Подставки для свечей вдруг стали объектом внимания художников и скульпторов, которые украшали их рельефной резьбой, скульптурами, драгоценными камнями и роскошными орнаментами. Также в моду вошли изделия, покрытые позолотой и украшенные рисунками, ангелами, вензелями. В XVIII веке для их производства начали использовать металл, латунь, бронзу, серебро и золото.
Внешний вид подсвечников менялся вместе с требованиями моды. В XVIII веке его облик был еще довольно скромен, барочные подсвечники стали более причудливыми, украшенные цветами и листьями, классицистические — строгими: основание могло быть в виде древнегреческой колонны, девушки в античной тоге, держащей факел, в форме треножника. Интересно, что во второй половине XIX веке на смену античных девушкам пришли пухлощекие амуры, держащие в руках цветы-подставки для свечей. А еще кроме людей чаще стали использовать фигурки лошадей, драконов и птиц разных видов.
Среди популярных мастеров, создающих подсвечники с зооморфными мотивами стоит упомянуть Антуана-Луи Бари. Особенно изысканным считалось скульптурное изображение на подсвечниках и канделябрах дельфинов. Интересно, что такая мода во второй половине XIX веке часто использовалась и в других предметах интерьера, а также в садово-парковой архитектуре. Свою актуальность тенденция украшать разные предметы дельфинами получила сначала во Франции. Затем она распространилась и в России, где дельфинов часто любили изображать такие известные мастера, как Карл Фаберже и Феликс Шопен.
Подсвечник в форме дельфина — редкая искусно выполненная модель, изготовленная в Варшаве в студии братьев Лопенских во второй половине XIX — начале XX вв.
Дельфин — существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. В некоторых культурах дельфин считается источником мудрости и знаний. В древности дельфины считались священными животными и покровителями муз и прорицателей. В мифологии индейцев Северной Америки дельфином символизируется знание и интуиция. Изображение дельфинов — стилизованное, оно больше напоминает изображение рыбы, но подобные изображения дельфинов неоднократно встречаются в искусстве.
На постаментах обоих подсвечников имеются авторские гравировки.