Живые цветы использовались для украшения жилья и мест обитания человека с древних времен. Например, одним из семи чудес света были Висячие сады Семирамиды, которыми славился Вавилон в 600–500-х годах до нашей эры.
Цветами украшали дома и дворцы древние египтяне, для этой же цели использовали их греки и римляне. К античному периоду относятся и многочисленные археологические находки подставок для растений, которые изготовлены из керамики, рогов животных, раковин моллюсков и других материалов. На Востоке горшки с цветами устанавливали на низких столах, деревянных полках или на полу.
Позднее в разных странах появились кованые цветочные подставки. Они отличались прочностью и устойчивостью. Их ставили на пол или на стол, фиксировали на стенах, балконных перилах, на лестничных ступенях и площадках. Каждая такая подставка представляла собой произведение искусства, поскольку ее конструкция состояла из тончайшего переплетения кованых веток, лоз и листьев. На кованых подставках размещали как одиночные горшки с домашними растениями, так и полноценные цветочные композиции.
Мода на цветочные подставки, или подцветочницы, в Европе прочно закрепилась в конце XVIII века. Мастера того времени создавали их в стиле ампир, в котором сочетались строгость античной культуры и аристократизм нового времени. Появился и новый тип цветочных подставок — жардиньерки. Они представляли собой миниатюрные столики — подставки для цветов.
Жардиньерки были популярны и в России. В XIX веке и первой половине XX века ими украшали дворянские поместья и купеческие дома. Самым популярным материалом для изготовления этого предмета интерьера было дерево: использовались сосна, береза, бук, дуб и другие породы.