Поддужный колокольчик из собрания музейного комплекса был вылит в селе Пурих Нижегородской области братьями Трошиными. Династия Трошиных стояла у истоков колокольного дела, впоследствии их производство стало самым распространенным, разветвленным и преуспевающим.
Поддужные колокольчики использовались начиная с конца ХVIII и до начала ХХ века главным образом в почтовых и курьерских тройках, они подвешивались под дугой и играли заметную роль в народном быту.
Прежде всего, колокольчики выполняли роль сигнального средства. До их появления об отъезде и приезде почтовой повозки должен был сигнализировать рожок. Однако рожок в России не прижился. Колокольчик же быстро полюбился ямщиками. Не исключено, что это связано с особым отношением к ним в народе как к явлению национальной культуры. Россия, как известно, превосходила европейские страны по развитию колокольного дела. А поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола.
Прежде всего, колокольчики выполняли роль сигнального средства. До их появления об отъезде и приезде почтовой повозки должен был сигнализировать рожок. Однако рожок в России не прижился. Колокольчик же быстро полюбился ямщиками. Не исключено, что это связано с особым отношением к ним в народе как к явлению национальной культуры. Россия, как известно, превосходила европейские страны по развитию колокольного дела. А поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола.
Колокольчик, помимо утилитарного, имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал своим звоном сердце. Об этом говорят отлитые на колокольчиках надписи: «Езжай — поспешай, звони — утешай», «Звону много — веселей дорога», «Купи — не скупись, езди — веселись» и другие.
В первой половине XIX века литьем поддужных колокольчиков занимались мастера и в Тюмени. Первый известный датированный колокольчик отмечен 1807 годом, а самым популярным был завод семьи Гилевых, основанный в 1820 году. Их продукция пользовалась спросом за качество и изящность изготовления. Хозяева давали полную гарантию музыкального звука колоколов (малиновый звон), подбирали колокола в тон для церквей. В Тюмени отливались так называемые сибирские парные колокольчики. Большой колокольчик пары обладал более низким звучанием и назывался «мужиком», а меньший — «бабой». Они были созвучны друг другу.
Производство поддужных колокольчиков процветало вплоть до начала ХХ века. Окончательный удар промыслу был нанесен первой мировой войной. Также почтовые тракты утратили свое значение с появлением железной дороги.