В России были широко распространены ямские колокольчики, которые использовались как атрибут конской упряжи. Они различались формой, размером, громкостью звука. Самыми большими и нарядными были поддужные колокольчики. Именно к этой категории относится представленный экспонат.
Такой колокольчик укреплялся под дугой курьерских и почтовых лошадей — отсюда и название «поддужный». Колольчик выполнял, прежде всего, сигнальную функцию и обеспечивал первоочередность проезда: звон оповещал пешеходов и экипажи о приближении курьерской или почтовой повозки. Так, колокольчик стал символом почты.
Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной среди частных владельцев. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что в 1836 году вышло постановление сената, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции».
Первым центром производства поддужных колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии. Первый валдайский датированный колокольчик отлит в 1802 году. Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в Тюмени, Касимове, Пурехе. На старых колокольчиках можно увидеть такие надписи: «Езжай — поспешай, звони — утешай», «Звенит — потешает, ездить поспешает», «Звону много — веселей дорога».
Героям повести уральского писателя Федора Решетникова «Подлиповцы», крестьянам Пиле и Сысойке, звук колокольчика был незнаком, удивлял их и приводил в замешательство. Выбравшись на свободу в поисках лучшей жизни, они отправились бурлачить и по пути встретили множество «повозок с теплыми шубами», которые после себя оставляли звон колокольчика. Подлиповцы «долго стояли на одном месте, глядя на удаляющуюся повозку». Колокольчик здесь выполняет две задачи: символизирует дорогу и жизнь, неизвестную для деревенских жителей.
Для некоторых героев Решетникова поддужный колокольчик — угрюмый спутник в тяжелой работе. Так, Макся из одноименного рассказа, будучи почтальоном, отправился с ямщиками на дальние расстояния, продрог от ветра и утомился от ухабов дороги: «При остановках в ушах Макси долго еще звенели колокольчики, и ему казалось, что его как будто пошатывает взад и вперед».
Такой колокольчик укреплялся под дугой курьерских и почтовых лошадей — отсюда и название «поддужный». Колольчик выполнял, прежде всего, сигнальную функцию и обеспечивал первоочередность проезда: звон оповещал пешеходов и экипажи о приближении курьерской или почтовой повозки. Так, колокольчик стал символом почты.
Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной среди частных владельцев. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что в 1836 году вышло постановление сената, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции».
Первым центром производства поддужных колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии. Первый валдайский датированный колокольчик отлит в 1802 году. Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в Тюмени, Касимове, Пурехе. На старых колокольчиках можно увидеть такие надписи: «Езжай — поспешай, звони — утешай», «Звенит — потешает, ездить поспешает», «Звону много — веселей дорога».
Героям повести уральского писателя Федора Решетникова «Подлиповцы», крестьянам Пиле и Сысойке, звук колокольчика был незнаком, удивлял их и приводил в замешательство. Выбравшись на свободу в поисках лучшей жизни, они отправились бурлачить и по пути встретили множество «повозок с теплыми шубами», которые после себя оставляли звон колокольчика. Подлиповцы «долго стояли на одном месте, глядя на удаляющуюся повозку». Колокольчик здесь выполняет две задачи: символизирует дорогу и жизнь, неизвестную для деревенских жителей.
Для некоторых героев Решетникова поддужный колокольчик — угрюмый спутник в тяжелой работе. Так, Макся из одноименного рассказа, будучи почтальоном, отправился с ямщиками на дальние расстояния, продрог от ветра и утомился от ухабов дороги: «При остановках в ушах Макси долго еще звенели колокольчики, и ему казалось, что его как будто пошатывает взад и вперед».