С конца XVIII до начала XX века поддужные колокольчики, являясь специфическим русским явлением, играли заметную роль в народном быту. Основными центрами производства колокольчиков были Валдай, Тюмень, Касимов, Вологда, Павлово, Рязань, Чебоксары. Самые знаменитые династии литейщиков — Клюйковы, Веденеевы и братья Трошины. В конце XIX века на нижегородской ярмарке большим спросом пользовались валдайские, сибирские, граненые, гречушные колокольчики — всего более 70 видов по прейскуранту, и каждый сорт имел несколько размеров. Их подбирали по созвучию, чтобы при беге тройки колокольчик пел, басил, гомонил, заливался.
Колокольчики служили для ямщиков особым средством оповещения. Вешать их на обычные, «обывательские» повозки запрещалось. А ямщики считались государственными чиновниками, носили форму и перевозили только почтовые грузы, а не пассажиров. В качестве груза были и ценные бандероли, царские приказы, деньги, государственные бумаги. Поэтому работники почты пользовались приоритетом при проезде, им выдавалась «подорожная», благодаря которой меняли лошадей на каждом пропускном пункте. И «за прогон» (каждую версту) деньги платили немалые. Так что колокольчик на дуге был привилегией.
Троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину «ямщицкой гармонью». Под дугой коренника (средняя лошадь в тройке) подвешивались поддужные колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо, к нему привязывались поводки коренника. Кольцо носило название «зга». Оборот речи «не видно ни зги» обозначал настолько плохую погоду и видимость, что ямщик не видел находящегося перед ним кольца. Колокольчики привязывали к дуге при помощи сыромятных ремней. Обычно привешивали от одного до трех колокольчиков, которые имели разное звучание. Колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись кольцо или кованая серьга из железного сплава.
На колокольчиках иногда встречаются номера. Колокольчики с одинаковой толщиной стенок могли иметь разную высоту и диаметр. Эти размеры характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку размер связан со звуком, то чем больше номер, тем выше тональность.
Колокольчики служили для ямщиков особым средством оповещения. Вешать их на обычные, «обывательские» повозки запрещалось. А ямщики считались государственными чиновниками, носили форму и перевозили только почтовые грузы, а не пассажиров. В качестве груза были и ценные бандероли, царские приказы, деньги, государственные бумаги. Поэтому работники почты пользовались приоритетом при проезде, им выдавалась «подорожная», благодаря которой меняли лошадей на каждом пропускном пункте. И «за прогон» (каждую версту) деньги платили немалые. Так что колокольчик на дуге был привилегией.
Троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину «ямщицкой гармонью». Под дугой коренника (средняя лошадь в тройке) подвешивались поддужные колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо, к нему привязывались поводки коренника. Кольцо носило название «зга». Оборот речи «не видно ни зги» обозначал настолько плохую погоду и видимость, что ямщик не видел находящегося перед ним кольца. Колокольчики привязывали к дуге при помощи сыромятных ремней. Обычно привешивали от одного до трех колокольчиков, которые имели разное звучание. Колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись кольцо или кованая серьга из железного сплава.
На колокольчиках иногда встречаются номера. Колокольчики с одинаковой толщиной стенок могли иметь разную высоту и диаметр. Эти размеры характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку размер связан со звуком, то чем больше номер, тем выше тональность.