В коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина хранится рисунок академика живописи Капитона Алексеевича Зеленцова (1790–1845) с видом «ямщицкой половины» почтовой станции.
Необходимость в путешествиях требовала появления особых мест, оборудованных для проезжающих, где можно было отдохнуть, накормить лошадей, починить экипажи. Первоначально для этих целей приспосабливали крестьянские избы, однако в правление Александра I, когда строительство и обустройство дорог стало одной из приоритетных задач государства, стали появляться типовые станционные комплексы.
Центральную часть такого комплекса занимал собственно «станционный дом», в котором располагались помещения для записи подорожных, для смотрителя, комнаты гостиничного типа для ночлега проезжающих, кухня и ямщицкая. Ворота по бокам дома вели на обширный двор, застроенный конюшнями, сараями и другими служебными постройками. Впервые типовые проекты почтовой станции стал разрабатывать архитектор Николай Александрович Львов еще в XVIII столетии. В нескольких городах они были реализованы. А вот непосредственно на почтовом тракте, за городом, почтовые станции по типовому проекту, исполненному архитектором Луиджи Руска, стали строить только в начале XIX века. Как правило, почтовые станции располагались на расстоянии 20-30 верст друг от друга, поэтому понятно, что на трактах Российской империи их было огромное количество.
На рисунке изображена «ямщицкая половина» почтовой станции — изба с дощатыми стенами и потолком, с русской печью, лавками вдоль стен. Здесь ямщики ожидали очереди на выезд, грелись, чинили сбрую. На переднем плане слева стоят два ямщика в картузах и армяках, один из них держит дугу. Справа в углу сидит молодая женщина с прялкой, рядом с нею на лавке — ребенок. В центре — молодая девушка в кокошнике, фартук она придерживает правой рукой.
Автор рисунка, Капитон Алексеевич Зеленцов, создал также ряд иллюстраций к произведениям знаменитых писателей и поэтов, в том числе Александра Сергеевича Пушкина.