При жизни композитора его творения удостаивались самых высоких наград — как международных, так и отечественных. Уже в 1943 году композитор получил Сталинскую премию за свою Седьмую фортепианную сонату (премия II степени). Затем, в 1946 году, Прокофьев получил сразу три премии: за Пятую симфонию и Восьмую фортепианную сонату, за музыку к фильму «Иван Грозный» (1-я серия) и за балет «Золушка». Все три премии 1946 года были I степени. Еще одну Сталинскую премию I степени Прокофьев получил в 1947 году — за скрипичную сонату.
Можно отметить, что столь высокие (и частые) государственные награды следовали одна за другой, так как одно время Прокофьев был любимым композитором Иосифа Сталина. Именно Прокофьеву была заказана кантата «Здравица» к 60-летию вождя в 1939 году. Сталинскую премию вручали, как правило, один раз в год — в день рождения вождя 21 декабря. Размер премии менялся (всегда в сторону увеличения, с 1940 по 1953 годы), в среднем составлял: I премия 100 000 рублей, II — 50 000, III — 25 000.
Последнюю прижизненную премию Прокофьев получил уже после 1948 года. В поздний период композитор был признан формалистом, фактически — «врагом народа», создающим антисоветскую музыку. Формалистскими именовались любые художественные произведения, не вписывающиеся в произвольно указанные рамки социалистического реализма или противостоящие его принципам. Сочинения композитора перестали исполнять, с ним боялись дружить, его первую жену репрессировали.
После нескольких лет забвения и тишины музыка великого гения XX века вновь появилась в концертных залах — благодаря неимоверным усилиям преданных друзей, прежде всего, виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Последнюю премию композитор получил за хоровые сочинения: сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (Сталинская премия II степени). После смерти «вождя народов» в 1957 году, когда уже не существовало Сталинской премии, а вместо нее учредили Ленинскую, именно ее вновь присудили композитору, но уже посмертно, за Седьмую, последнюю в творчестве Прокофьева, симфонию.
Можно отметить, что столь высокие (и частые) государственные награды следовали одна за другой, так как одно время Прокофьев был любимым композитором Иосифа Сталина. Именно Прокофьеву была заказана кантата «Здравица» к 60-летию вождя в 1939 году. Сталинскую премию вручали, как правило, один раз в год — в день рождения вождя 21 декабря. Размер премии менялся (всегда в сторону увеличения, с 1940 по 1953 годы), в среднем составлял: I премия 100 000 рублей, II — 50 000, III — 25 000.
Последнюю прижизненную премию Прокофьев получил уже после 1948 года. В поздний период композитор был признан формалистом, фактически — «врагом народа», создающим антисоветскую музыку. Формалистскими именовались любые художественные произведения, не вписывающиеся в произвольно указанные рамки социалистического реализма или противостоящие его принципам. Сочинения композитора перестали исполнять, с ним боялись дружить, его первую жену репрессировали.
После нескольких лет забвения и тишины музыка великого гения XX века вновь появилась в концертных залах — благодаря неимоверным усилиям преданных друзей, прежде всего, виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Последнюю премию композитор получил за хоровые сочинения: сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» (Сталинская премия II степени). После смерти «вождя народов» в 1957 году, когда уже не существовало Сталинской премии, а вместо нее учредили Ленинскую, именно ее вновь присудили композитору, но уже посмертно, за Седьмую, последнюю в творчестве Прокофьева, симфонию.