#4
#2
Побиение фалерийского учителя — классический сюжет искусства из древнеримской истории. Военачальник Марк Фурий Камилл воевал с фалисками в Южной Этрурии. С войском он подошел к стенам хорошо укрепленного города Фалерии — у жителей были припасы и достаточно воды, а дозорные на стенах следили за каждым передвижением неприятельского войска. Надежды взять стены штурмом практически не было, поэтому Камилл разбил неподалеку лагерь, хорошо укрепил его и приготовился к осаде. Но из-за неожиданного предательства фалискам все-таки пришлось признать поражение.
Школьный учитель, чьего имени Плутарх не упоминает, каждый день выводил детей богатых фалерийцев за стены города на занятия. Римляне не препятствовали этому, поскольку не видели в детях угрозы. В один из дней учитель привел своих подопечных в лагерь Камилла и предложил военачальнику их как заложников: в обмен на детей горожане откроют ворота неприятелю. Камилл оскорбился таким предложением. «Я собираюсь победить по-римски: доблестью, осадой и оружием», — сказал он. Учителя раздели, связали ему руки за спиной, а детям раздали розги и велели пороть предателя и гнать его обратно в Фалерии — и заодно рассказать всем о случившемся.
Горожане поразились поступку Камилла. Они сами открыли ему ворота, приветствовали как героя и отправили послов в Рим, чтобы заключить мир.
Школьный учитель, чьего имени Плутарх не упоминает, каждый день выводил детей богатых фалерийцев за стены города на занятия. Римляне не препятствовали этому, поскольку не видели в детях угрозы. В один из дней учитель привел своих подопечных в лагерь Камилла и предложил военачальнику их как заложников: в обмен на детей горожане откроют ворота неприятелю. Камилл оскорбился таким предложением. «Я собираюсь победить по-римски: доблестью, осадой и оружием», — сказал он. Учителя раздели, связали ему руки за спиной, а детям раздали розги и велели пороть предателя и гнать его обратно в Фалерии — и заодно рассказать всем о случившемся.
Горожане поразились поступку Камилла. Они сами открыли ему ворота, приветствовали как героя и отправили послов в Рим, чтобы заключить мир.
#5
Об авторе
#6
Истории о римской доблести и благородстве были популярны у классицистов. Немецкий художник Кристиан Бернхард Роде часто обращался к историческим сюжетам — и в живописи, и в графике. За жизнь Роде выполнил около 300 гравюр в офорте. Он был мастером-самоучкой и первые свои работы протравливал в несколько этапов: наносил кислотоупорный лак, прорезал рисунок, погружал в кислоту, смывал — и повторял еще, пока не получалось правильное изображение.
Позже Роде отказался от этого трудоемкого приема и использовал травленый штрих только для основного изображения, а фоны создавал с помощью сухой иглы. Он процарапывал штрихи прямо на металле, не прибегая к травлению кислотой. Штрих получался мягким и плотным, с четким началом и концом.
Благодаря пожизненной ренте из отцовского наследства Роде мог дарить свои картины и эстампы, а также самостоятельно определял темы гравюр, технику и формат работы. Между 1779 и 1784 годами он проиллюстрировал четыре части учебного пособия «Общая Всемирная история для детей» Иоганна Маттиаса Шроого, которая была напечатана в Лейпциге. Работа Роде стала образцом хорошей детской иллюстрации на ближайшее столетие.
Благодаря пожизненной ренте из отцовского наследства Роде мог дарить свои картины и эстампы, а также самостоятельно определял темы гравюр, технику и формат работы. Между 1779 и 1784 годами он проиллюстрировал четыре части учебного пособия «Общая Всемирная история для детей» Иоганна Маттиаса Шроого, которая была напечатана в Лейпциге. Работа Роде стала образцом хорошей детской иллюстрации на ближайшее столетие.
#7
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Побиение учителя
Время создания
1770
Размер
32,6x46,6 см
Техника
бумага, офорт
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться