Идею этой картины Василий Григорьевич Худяков нашел в восьмом томе «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Художника вдохновила судьба казанской царицы Сююмбике и ее малолетнего сына Утямыш-Гирея. Мать и дитя стали жертвами дипломатических игр между казанскими феодалами и правительством Ивана Грозного. Летом 1551 года царица с сыном были высланы из Казани.
Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань
Время создания
1870
Размер
140x226,5 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении#2
#4
Не только Сююнбека, но и вся Казань проливала слезы, узнав, что сию несчастную как пленницу выдают Государю Московскому… Сююнбека жаловалась только на судьбу: в отчаянии лобызала гроб Сафа-Гиреев и завидовала его спокойствию. Народ печально безмолвствовал. Весь город шел за нею до реки Казанки, где стояла богато украшенная ладия. Сююнбека тихо ехала в колеснице; пестуны несли ее сына. Бледная, слабая, она едва могла сойти на пристань и, входя в ладию, с умилением поклонилась народу, который пал ниц, горько плакал, желал счастия бывшей своей Царице.
Николай Карамзин
#5
Картина — результат большой исследовательской работы Василия Худякова. Как исторический живописец он изучает конструкции и убранство челнов, одежду и вооружение русских воинов XVI века. Предметом особого внимания художника во время экспедиции на Волгу стали национальные наряды казанских татар. Красавицы в просторных ярких платьях-рубахах, пастухи в островерхих войлочных шляпах, священники в белоснежных чалмах и со степенной осанкой, мальчишки в тюбетейках — художник передал их образы с большой достоверностью и уважением к чужой культуре.
Во второй половине XIX века главным героем изобразительного искусства становится народ. Василий Худяков родился в семье крепостных и с детских лет подмечал быт и настроения простых людей. Образ Царицы Казанского ханства на картине полон чувства горести, страдания и покорности судьбе. Люди, которые ее окружают, выходят на первый план.
«Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» — последняя большая картина Василия Худякова. Этой работой он подтвердил идею о целостности художественного процесса. Несмотря на противостояние академической живописи и реалистических тенденций, в творчестве художника соединились все лучшие черты: высота идеи и большое внимание к достоверности.
Во второй половине XIX века главным героем изобразительного искусства становится народ. Василий Худяков родился в семье крепостных и с детских лет подмечал быт и настроения простых людей. Образ Царицы Казанского ханства на картине полон чувства горести, страдания и покорности судьбе. Люди, которые ее окружают, выходят на первый план.
«Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» — последняя большая картина Василия Худякова. Этой работой он подтвердил идею о целостности художественного процесса. Несмотря на противостояние академической живописи и реалистических тенденций, в творчестве художника соединились все лучшие черты: высота идеи и большое внимание к достоверности.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань
Время создания
1870
Размер
140x226,5 см
Техника
холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться